Причины речевых нарушений могут быть разными у разных детей.
Выделяют социальные и биологические причины. Проще говоря, если вы слышите, что ваш ребёнок неправильно произносит/ пропускает/ путает звуки, причин для этого может быть много.
- Самое просто, это когда кто-то из окружающих ребёнка произносит звуки не правильно, и ребёнок копирует его речь. Это могут быть как другие дети, например в дет.саду, так и кто-то из членов семьи.
- Иногда причина кроется глубже. Тогда речь идёт о биологических факторах. То есть во время беременности или первых трёх лет жизни ребёнка, когда его речь и другие умелки развивались наиболее активно, произошло то, что повлияло на формирование речи. Как мы знаем во время беременности все органы ребёнка развиваются постепенно, в том числе и головной мозг. Он передаёт информацию по всему телу, задаёт моторную программу для органов артикуляции: губ, языка, щёк. Если при разговоре с ребёнком кажется, что у него во рту что-то есть, звуки нечёткие, значит ему сложно переключится с одной артикуляционной позы на другую и следует обратится к логопеду для консультации.
- Так же существует так называемое возрастное нарушение произношения звуков. То есть ребёнок смягчает, пропускает, искажает звуки, что является нормой, но до определенного возраста. Это происходит, потому что артикуляционный аппарат ребёнка развивается, он учится управлять им, формируется правильный артикуляционный уклад звуков. Если при этом отсутствуют различные негативные факторы, то правильный звук может появится сам.
При этом к 5,5-6 годам ребёнок в норме может и способен произносить все звуки правильно.