Найти тему
Открытая семинария

Библия о мигрантах, ч. 1

Одной из острейших проблем сегодняшней России является растворение русского этноса в среде мигрантов. Мы вплотную приблизились к той черте, за которой - окончательная потеря ведущей роли русского народа. Потому что когда мы эту роль потеряем, то плохо придется не только нам, русским. Плохо придется всем - в том числе и мигрантам. И уже хотя бы ради них, если мы не думаем о себе, нам стоит остановиться и задуматься: куда и как нам идти с вами дальше?

Нам нужно искать и находить мудрость для принятия решений в Слове Божием. Иначе - не миновать беды. И так мы уже каждый день слышим о новых трагедиях там и сям, связанных с большими и малыми национальными диаспорами. Но это еще могут быть только цветочки...

Представьте, к примеру, что будет, если, скажем, (не дай Бог, конечно!) авторитетный мулла, или ряд религиозных авторитетов, подстрекаемые растущей силой талибов, сделают призыв к такой, к сожалению, неотъемлимой доктрине Ислама, как "священная война за веру"? Что случится в вашем городе? Что случится с вами, с вашей семьей? Не дай Бог!

Празднование мусульманского праздника Курбан-байрам
Празднование мусульманского праздника Курбан-байрам

Я - за мир и взаимоуважение между религиями: поиском истины надо заниматься где угодно, только не на полях войны. Но к мирному разрешению конфликтов надо еще прийти. Разве мы позабыли уроки истории? Уроки многих столетий религиозных войн? Крестовых походов? Исламизации мира? Где проходит граница между уважением (а я глубочайшим образом уважаю Ислам!) к религии, и здравым смыслом, нуждой в выживании, в конце концов?

Думаю, все здравомыслящие люди задают себе этот вопрос. А ответ искать надо не в эмоциях, не в злобе, не в политических платформах разных партий, не в телевизионных дискуссиях, а в Слове Божием. Бог дал очень четкие указания относительно мигрантов. Если мы будем следовать Божьим указаниям, то легко выберемся из ситуации, которая становится угрожающей. Если же мы проигнорируем эти инструкции - то... будет плохо.

-3

Итак, какие же инструкции дает Бог? Во-первых, это инструкция (трудновыполнимая для многих, но естественная для обращенных христиан) - любить мигрантов, или пришельцев.

"Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров, Который дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. 19 Любите и вы пришельца, ибо сами были пришельцами в земле Египетской." Второзаконие 10:17-19.

Мигранты были всегда
Мигранты были всегда

Или вот еще:

"Когда поселится пришелец в земле вашей, не притесняйте его: пришелец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской. Я Господь, Бог ваш." Левит 19:33-34

И подобного рода инструкций - около трех десятков в Библии. Это - самое сложное и самое простое, и просто необходимое для того, чтобы спасти и себя и пришельцев (мигрантов). Хочу пояснить, что речь идет не о любви какой-то романтической, чувственной... В отношении к пришельцу любовь означает то, что богобоязненный человек "дает ему хлеб и одежду". И, думаю, это мы в целом и делаем. Иначе не приезжали бы в Россию новые и новые мигранты.

Я сам жил во многих разных странах, по всей Земле - был пришельцем, иными словами, в чужом народе. И не всегда это было легко. Но почти всегда я чувствовал благожелательное к себе отношение со стороны "местных", или аборигенов той или иной страны. И я старался оправдать их доверие, уважать этот народ, среди которого я оказался, и что-то для него тоже хорошее сделать. Так работает "круг любви". Но без Бога этот круг легко рвется - на любой из сторон - и тогда начинает зреть злая, иногда очень злая ситуация.

Ваш покорный слуга в дебрях Азии
Ваш покорный слуга в дебрях Азии

К примеру, будет ли ко благу пришельцев кризис в России? Конец русского гегемона? Кому-то кажется, что - да. Кто-то к этому стремится. Но тогда Россия превратится в одну из тех стран, из которых люди едут в Россию. И кому от этого будет хорошо? Россия потому и привлекает, и обувает, и одевает мигрантов, что она - иная. И если мы не сохраним ее иной - то горе нам. И горе им. Хотя ни мы, ни они об этом особо не думают. А зря. "Любить", или желать людям добра, означает еще и мудрость по отношении к ситуации. Библейские законадательства интегрировали пришельцев в общество, но выставляли и ряд спасительных ограничений, о которых мы и поговорим.

Любовью к пришельцам, к мигрантам не ограничиваются - а начинают и руководствуются остальные, практичные инструкции Бога в вопросе о мигрантах. И одним из первых принципов отношения к мигрантам был принцип групповой ответственности.

-6

Поясню и напомню, что как в наше время, так и в библейские времена, те народы, которые мигрировали, отличались принципом солидарности - или групповой ответственности. Этот принцип оказывается особенно силен у этих народов, когда они проживают на территории другого государства.

К примеру, все знают, что мигранты "кучкуются" и заступаются за своих - нередко даже тогда, когда это входит в противоречие с законом. Это - особенность этих народов, и очень, в целом, хорошая особенность - которой так не хватает нам, русским.

Но эта групповая ответственность, чтобы быть здоровой и честной, работает и в другую сторону. К примеру, за поступки тех или иных представителей той или иной этнически спаянной группы, могут приниматься решения в отношении в целом ко всей этой этнической диаспоре. К примеру, Бог заявляет:

-7
"Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя" Второзаконие 23:3-4.

Тут нужно пояснить и сказать, что речь идет именно о группах людей, а не об отдельных индивидуумах. Речь идет о недопущении создания эдаких "землячеств" из этнически однородных групп, проживающих на территории иного государства. Сегодня мы видим, из примеров Европы, Америки, да уже и России - чем опасно создание небольших (а также уже больших!), спаянных, мини-государств на территории государства. Национальные диаспоры, разрастаясь, все больше могут позволить себе свое "домашнее" мышление и поведение - которые могут идти вразрез с тем, что ожидается на территории другого государства.

-8

Об этом ярко свидетельствует опыт многих стран - увы, печальный. Об этом начинаем догадываться и мы.

Так вот, опять-таки, речь не идет о недопустимости мигрантов, отдельных лиц. К примеру, мы только что выше читали цитату из Библии о том, что моавитян нельзя принимать. Но ведь приняли в свой народ Руфь моавитянку - и она вошла в родословие Иисуса Христа! Мигрантка сделалась пра-пра-прабабушкой Сына Человеческого!

Итак, речь идет о недопущении создания этнических государств внутри государства. Для этого Библия дает два главных инструмента: 1) строгий контроль и помощь в интеграции иностранцев в жизнь народа Божиего; 2) ограничения в отношении развития больших национальных диаспор на территории государства. В последующей публикации мы подробно поговорим о библейских предписаниях на этот счет.

Руфь и Вооз
Руфь и Вооз

Выводы

Всякие действия, реформы необходимо начинать, руководствуясь принципом любви. На принципах любви - к "своему" и к "пришельцу" - основаны все законы и регуляции Библии в отношении к мигрантам. Но принцип любви не подразумевает, а исключает вседозволенность и беспорядок. Принцип любви обеспечивает мирное и счастливое проживание всех людей на территории государства. И эти принципы - одновременно и мягкие, и жесткие. Они гарантируют пришельцу достойную жизнь, уважительное отношение, но и требуют взамен тоже достойного поведения и уважительного отношения к ценностям того народа, среди которого ты оказался - интеграции. Если этого нет, то решения могут приниматься, согласно Библии, по отношению к целым диаспорам, которые должны отвечать за поведение отдельных своих членов.

А еще лучше, согласно библейских предписаний, изначально не создавать на территории своего государства больших этнических диаспор. Они препятствуют интеграции мигрантов в культуру и религию народа Божьего. Если бы та же Руфь, приехав в Вифлием, окунулась сразу в свою моавитянскую диаспору (благо, создание таких диаспор было запрещено), то вряд ли она приняла бы веру своей свекрови, и вряд ли стала бы прабабушкой царя Давида и Иисуса Христа.

Я лично считаю Россию - Святой Русью, или Новым Израилем, народом благословенного Ефрема. И для нас эти библейские принципы чрезвычайно важны. В последующей публикации мы поговорим об интересных конкретных предписаниях Библии относительно мигрантов. Самое интересное впереди!