Музеи техники могут быть разными: одни большие, другие маленькие, государственные или частные, некоторые похожи на шикарные ангары коллекционеров, а какие-то – на кладбище. Сегодня расскажем про один совершенно удивительный!
Музей паровозов и железных дорог
В часе езды от Санкт-Петербурга расположен один из самых старинных технических музеев России, подконтрольных государству, — Центральный Музей Железнодорожного Транспорта (ЦМЖТ). Он был основан в 1813 г., им руководило Министерство Путей Сообщения. В 2004 г. шефство над ним передели материнской компании РЖД Росжелдору. Шаг достаточно логичный: в музее представлены экспонаты, по которым можно проследить двухсотлетнюю историю развития железных дорог в нашей стране. Основная экспозиция находится в центре Петербурга: макеты мостов, техническое и стационарное оборудование, модели подвижного парка и много других интересных вещей. Некоторые экспонаты представлены полномасштабно, некоторые – в миниатюре.
Где хранятся поезда-пенсионеры?
Более 70 тысяч различных объектов в настоящее время хранятся в запасниках, но самые интересные и важные — паровозы, локомотивы и подвижной состав — являются частью экспозиции филиала музея на станции Лебяжье. Именно здесь находится фондовая площадка с необычным именем «Пионерский парк».
Изначально на этом месте располагалась база запасных поездов в Зеленогорске. Сюда со всей страны привозили списанные паровозы или пришедшие в аварийное состояние. Большинство из них уже тогда были в ужасном состоянии и нуждались в капремонте и реставрации. База была закрыта для посещения, и локомотивы хранились (вернее, разрушались) под открытым небом, спрятанные от всех.
Через некоторое время базу переместили на станцию Лебяжье, а после передачи Росжелдору она стала называться фондовой площадкой «Пионерский парк».
Экскурсия: как попасть
В наше время в музей может попасть каждый, но только в составе экскурсионной группы и с экскурсоводом. Все внимательно рассмотреть и побродить самому по музею нельзя, это режимный объект РЖД.
На экскурсию можно попасть в период с мая по октябрь: час посетителям рассказывают о принципах работы и устройстве локомотивов, охотно отвечают на вопросы о каждом паровозе и его истории. Входной билет для взрослых — 400 рублей, 200р придется заплатить за фото и видеосъемку.
Однако этого времени явно недостаточно, чтобы по достоинству оценить и рассмотреть все экспонаты. В течение экскурсии многие локомотивы осматривают лишь мельком, а ведь здесь действительно много интересного!
- В музее можно даже увидеть дореволюционный паровоз серии Э – 918, выпущенный в 1913 г. Это самый старый объект на выставке.
- В музее представлен даже американский тепловоз Да20-031 1944 года выпуска, который привезли в СССР по программе ленд-лиза. Именно на нем в 1945 г. Сталин прибыл на Потсдамскую конференцию. Основной путь он проделал на пару, а Потсдам прибыл на тепловозной тяге, что спровоцировало в дальнейшем замену паровозов на тепловозы.
- В музее можно увидеть советский тепловоз М62-1829: их использовали для транспортировки «ядерных» поездов РВСН по всей территории Союза, в обиходе называли «ракетовозами». Их характерными чертами были черные номера и квадратные фары.
- Здесь есть и обычные «машки», у которых красные номера, а фары – круглые.
- В музее стоит и производившийся в СССР в 1948-1955 гг. тепловоз серии ТЭ2.
- Недалеко расположился дизель-поезд Д720-3. Долгое время его использовали в качестве личного поезда начальника Октябрьской железной дороги.
- Отдельное внимание следует уделить электровозам. В музее представлен ВЛ-22 и давно неиспользуемые ЧС-2 и ЧС-3.
- Из известных и интересных паровозов здесь можно увидеть серию Су206-56 (1935 г.), СОм17-515 (1937 г.) и даже пассажирский советский паровоз-«генерал» П36-249 (1956 г.). А серии О, так называемых «овечек», в музее нет.
Успевайте: музей долго не протянет
Печально, что основная часть локомотивов находится в катастрофическом состоянии и давно не может ездить. Паровозы и электровозы прогнили, проржавели, через некоторые пробивается трава. На большинстве локомотивов краска облезла, металл изъеден коррозией, они давно потеряли презентабельность.
Принимая во внимание то, что музей расположен на берегу Финского залива, где воздух соленый и влажный, без надлежащего ухода и обработки вся техника будет и дальше стремительно приходить в негодность и ржаветь.
Трагично, что при наличии таких владельцев раритетная техника разрушается и музей не в состоянии ее отреставрировать. Кое-какие экспонаты покрашены, но основная часть похожа на груду металлолома. Для того, чтобы сохранить музей, необходимо построить ангары и защитить локомотивы от влияния окружающей среды.
В связи с этим возникает вопрос: почему государственные музеи не могут поддерживать в надлежащем состоянии и ухаживать за техникой?
Однако в музей все равно стоит сходить, он обязательно вас впечатлит. И привозите детей, ведь это история нашей страны.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Какие национальные обычаи удивят любого русского? ТОП-5
✅ Норвегия: страна, о которой мы знаем слишком мало
✅ Как живет Мирный — город на краю пропасти в полкилометра
#музей железных дорог #ржд #поезда #паравоз #культурное наследие #ссср