Что такое экуменизм?
Это объединение различных христианских конфессий в Единое Христианство (воссоединение) и/или один из механизмов межхристианских отношений.
Идея экуменизма исходит от протестантского (более позднего, чем православие и католичество) направления христианства.
Когда, в результате раскола католической церкви сформировалось реформаторское направление христианства (по инициативе Мартина Лютера, о нем есть статья на этом канале), оно в свою очередь стало делиться на множество отдельных общин.
Протестанты выступили за единение общин в общее направление, а затем и за воссоединение Единого Христианства. Само понятие "экуменизм" предложено в 1937 году теологами Принстонской теологической семинарии.
Идея объединения в Единую Церковь не находит практического осуществление: слишком разнородные составные части. Сейчас развивается экуменизм только как механизм межхристианских отношений. Не вражда, а содружество между христианами разных конфессий, предотвращение религиозных войн и конфликтов.
Такое направление принято во всем мире.
В России отношение несколько иное, настороженное. России, как в политике, так и в духовной жизни мешает такое древнее ошибочное понимание: «мы хорошие и самые лучшие, а все вокруг — враги».
Вот что сказал об экуменизме бывший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II:
"Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены».
Вот, что говорят о экуменизме католики:
"Суть католического экуменизма состоит не в отказе от части своей догматики ради создания приемлемого для всех конфессий компромиссного вероучения, а в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической догме".
В Англиканской церкви активно развивается движение экуменизма и практикуется подход открытости. Можно прийти в эту церковь и приобщиться их Таинств, не изменяя своей вере. Просто потому что ты тоже исповедуешь Христа и догмат Бога как Троицы.
Понятием, противоположным экуменизму, является прозелитизм. Прозелитизм это движение привлечения всех в свою веру. Прозелитизм был очень характерен для раннего христианства. Сейчас, большее влияние имеет экуменизм, необходимость налаживать связи с другими конфессиями, не допускать вражды.
Что сказал об экуменизме священник, духовный писатель и проповедник Александр Мень?
(Его, кстати, не очень хорошо разбирающиеся в этом вопросе люди, часто с упреком именуют «экуменистом»).
Но справедлив ли такой упрек? Попробуем разобраться.
В своем письме духовной дочери А. Орловой — Модель, Александр Мень заметил:
"Экуменизм имеет два истока:
либо ПОДЛИННУЮ широкую и глубокую ДУХОВНОСТЬ, которая не страшится чужого,
либо поверхностное смешение всего в кучу.
Разумеется, я за экумену 1-ого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить ИНОЙ опыт. …
Сказать что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а ТОЛЬКО мы одни Истинная ЦЕРКОВЬ — ЗНАЧИТ ПРЕБЫВАТЬ в БЕЗУМНОЙ ГОРДЫНЕ, НИЧЕМ не оправданной."
В другом своем письме, другой духовной дочери - Нине, священник Александр Мень дает более широкий ответ по экуменизму:
"Наша Церковь не возбраняет этого (молитвы с инославными) в принципе. Hаши иерархи и представители бывают на праздниках в католических храмах и у баптистов. Католики разрешают своим приобщаться в наших храмах, а наша Патриархия в случае нужды тоже допускает к их таинствам. Мы исходим из того, что Господь основал не несколько исповеданий, а единую Церковь и разделения христиан воспринимаем как грех (молясь о "соединении всех").
Причины разделения были разными: и различия в душевном складе разных людей и народов, и политические распри, и культурные расхождения. В результате возникли и отличия в обрядах и в вероучительных формулировках.
Однако Господь даже это явное зло обратил в добро.
Благодаря разделению христианство избежало нивелирования и жесткой однообразной системы. В каждом исповедании (в разной степени) раскрывались духовные дары, были свои праведники и святые.
Таким образом, в развитии Церкви есть общая закономерность: сначала нерасчлененное единство, потом разделение и, наконец, единение на высшей ступени. Эта последняя стадия уже близка к осуществлению (хотя, конечно, по меркам историческим, а не по масштабам индивидуальной жизни).
Завет Господа: "Да будет единое стадо" - цель современного христианства.
Hо как этому содействовать?
Прежде всего - преодолением вражды, желанием понять других при сохранении верности своей традиции. Этому посвящены все формы экуменической работы и служения в мире и у нас в стране. Христиане делают упор на том, что сближает, а не на том, что разделяет.
Раньше каждое исповедание считало, что средство для единства - только прозелитизм, то есть обращение всех в свою конфессию. Теперь, когда поняли, что нужны другие пути, избрали путь сближения. Разумеется, оно исключает прозелитизм. Он наносит ущерб братскому взаимопониманию и доверию, внушает мысль, будто все хотят друг друга "перетянуть" и ведут тайную пропаганду в свою пользу.
С католиками у нас проще, т.к. все основы у нас общие. С протестантами - сложнее. В частности, если говорить о пятидесятниках, то они нередко утверждают, будто Дух Божий дышит только в их общинах.
Между тем, каждый человек, который пережил истинное обращение (в нашей Церкви), может и должен считать себя получившим духовное крещение и дар Духа. Если люди этот дар не развивают, то причина в них самих. Разумеется, негативное отношение к другим мало содействует сближению и братскому сознанию. Hо, к счастью, не все члены таких общин (баптистов, пятидесятников и др.) держатся подобных непримиримых взглядов.
Что же препятствует духу экуменизма?
Те случаи, когда люди, побывав у инославных, разрывают братское и евхаристическое общение со своими. Это и измена по-человечески и акт, направленный против Христа, против Его воли. Это вносит разделения, смуты, соблазны, отбрасывает дело единства назад в века соперничества, упреков, борьбы и поношений.
Поэтому для своих прихожан я не считаю допустимым общаться в молитве с теми конкретными общинами, которые не соблюдают строгого экуменического принципа и правила: "никакого прозелитизма". Как там в других странах - я не знаю. Hо у нас это так.
Человек, бросающий свою церковную общину (ссылаясь на личные вкусы, на прочитанное в книгах, на недостатки церковные и пр.) является, пусть и невольным - но врагом дела Христова.
Всегда нужно помнить, что в Евангелии от Иоанна нам сохранена одна из немногих молитв Спасителя, выражающих Его глубинные желания, Его волю. Это "первосвященническая молитва" в ночь перед Голгофой: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Hас едино".
Мы еще далеки от того, чтобы осуществить эту волю Господа, но должны всеми силами к этому стремиться. И все, что препятствует Его воле, есть для нас грех.
Вот почему обязательным условием общения с инославными является неукоснительное соблюдение ими (и нами) указанного важнейшего экуменического принципа.
И последнее: как быть, если видишь у инославных христиан нечто воистину достойное и прекрасное (горячую веру, живую молитву, чистоту жизни, общинность)? Ответ один: благодарить Бога за этих людей и молиться о том, чтобы и мы умножали в своей среде эти черты и дарования».
Хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.