Найти тему
Игорь Орлов

Священник Александр Мень об экуменизме

Оглавление

Что такое экуменизм?

Это объединение различных христианских конфессий в Единое Христианство (воссоединение) и/или один из механизмов межхристианских отношений.

Папа Римский, Патриарх Кирилл и Илларион Алфеев (фото из Яндекс Картинки)
Папа Римский, Патриарх Кирилл и Илларион Алфеев (фото из Яндекс Картинки)

Идея экуменизма исходит от протестантского (более позднего, чем православие и католичество) направления христианства.

Когда, в результате раскола католической церкви сформировалось реформаторское направление христианства (по инициативе Мартина Лютера, о нем есть статья на этом канале), оно в свою очередь стало делиться на множество отдельных общин.

Мартин Лютер, лидер реформации католичества и создатель протестантства (фото из Яндекс Картинки)
Мартин Лютер, лидер реформации католичества и создатель протестантства (фото из Яндекс Картинки)

Протестанты выступили за единение общин в общее направление, а затем и за воссоединение Единого Христианства. Само понятие "экуменизм" предложено в 1937 году теологами Принстонской теологической семинарии.

Принстонская теологическая семинария, Нью-Йорк, США (фото из Яндекс Картинки)
Принстонская теологическая семинария, Нью-Йорк, США (фото из Яндекс Картинки)

Идея объединения в Единую Церковь не находит практического осуществление: слишком разнородные составные части. Сейчас развивается экуменизм только как механизм межхристианских отношений. Не вражда, а содружество между христианами разных конфессий, предотвращение религиозных войн и конфликтов.

Такое направление принято во всем мире.

В России отношение несколько иное, настороженное. России, как в политике, так и в духовной жизни мешает такое древнее ошибочное понимание: «мы хорошие и самые лучшие, а все вокруг — враги».

Вот что сказал об экуменизме бывший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II:

Бывший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (Редигер) (Фото из Яндекс Картинки)
Бывший патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (Редигер) (Фото из Яндекс Картинки)

"Православная церковь не может признавать „равенство деноминаций“. Отпавшие от Церкви не могут быть воссоединены с ней в том состоянии, в каком находятся ныне, имеющиеся догматические расхождения должны быть преодолены, а не просто обойдены».

Вот, что говорят о экуменизме католики:

"Суть католического экуменизма состоит не в отказе от части своей догматики ради создания приемлемого для всех конфессий компромиссного вероучения, а в уважении ко всему тому в других конфессиях, что не противоречит уже имеющейся католической догме".
Глава католиков - Папа Римский Франциск (фото из Яндекс Картинки)
Глава католиков - Папа Римский Франциск (фото из Яндекс Картинки)

В Англиканской церкви активно развивается движение экуменизма и практикуется подход открытости. Можно прийти в эту церковь и приобщиться их Таинств, не изменяя своей вере. Просто потому что ты тоже исповедуешь Христа и догмат Бога как Троицы.

Глава Англиканской церкви королева Великобритании Елизавета 2 (Фото из Яндекс Картинки)
Глава Англиканской церкви королева Великобритании Елизавета 2 (Фото из Яндекс Картинки)
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, старший епископ Англиканской церкви (фото из Яндекс Картинки)
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби, старший епископ Англиканской церкви (фото из Яндекс Картинки)

Понятием, противоположным экуменизму, является прозелитизм. Прозелитизм это движение привлечения всех в свою веру. Прозелитизм был очень характерен для раннего христианства. Сейчас, большее влияние имеет экуменизм, необходимость налаживать связи с другими конфессиями, не допускать вражды.

Что сказал об экуменизме священник, духовный писатель и проповедник Александр Мень?

Священник, писатель, проповедник Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)
Священник, писатель, проповедник Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)
Священник Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)
Священник Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)

(Его, кстати, не очень хорошо разбирающиеся в этом вопросе люди, часто с упреком именуют «экуменистом»).

Но справедлив ли такой упрек? Попробуем разобраться.

В своем письме духовной дочери А. Орловой — Модель, Александр Мень заметил:

А.Орлова-Модель, жена Алесандра Меня, Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)
А.Орлова-Модель, жена Алесандра Меня, Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)

"Экуменизм имеет два истока:
либо ПОДЛИННУЮ широкую и глубокую ДУХОВНОСТЬ, которая не страшится чужого,
либо поверхностное смешение всего в кучу.

Разумеется, я за экумену 1-ого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить ИНОЙ опыт. …

Сказать что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а ТОЛЬКО мы одни Истинная ЦЕРКОВЬ — ЗНАЧИТ ПРЕБЫВАТЬ в БЕЗУМНОЙ ГОРДЫНЕ, НИЧЕМ не оправданной."

В другом своем письме, другой духовной дочери - Нине, священник Александр Мень дает более широкий ответ по экуменизму:

Священник и писатель Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)
Священник и писатель Александр Мень (фото из Яндекс Картинки)

"Наша Церковь не возбраняет этого (молитвы с инославными) в принципе. Hаши иерархи и представители бывают на праздниках в католических храмах и у баптистов. Католики разрешают своим приобщаться в наших храмах, а наша Патриархия в случае нужды тоже допускает к их таинствам. Мы исходим из того, что Господь основал не несколько исповеданий, а единую Церковь и разделения христиан воспринимаем как грех (молясь о "соединении всех").
Причины разделения были разными: и различия в душевном складе разных людей и народов, и политические распри, и культурные расхождения. В результате возникли и отличия в обрядах и в вероучительных формулировках.
Однако Господь даже это явное зло обратил в добро.
Благодаря разделению христианство избежало нивелирования и жесткой однообразной системы. В каждом исповедании (в разной степени) раскрывались духовные дары, были свои праведники и святые.
Таким образом, в развитии Церкви есть общая закономерность: сначала нерасчлененное единство, потом разделение и, наконец, единение на высшей ступени. Эта последняя стадия уже близка к осуществлению (хотя, конечно, по меркам историческим, а не по масштабам индивидуальной жизни).
Завет Господа: "Да будет единое стадо" - цель современного христианства.
Hо как этому содействовать?
Прежде всего - преодолением вражды, желанием понять других при сохранении верности своей традиции. Этому посвящены все формы экуменической работы и служения в мире и у нас в стране. Христиане делают упор на том, что сближает, а не на том, что разделяет.
Раньше каждое исповедание считало, что средство для единства - только прозелитизм, то есть обращение всех в свою конфессию. Теперь, когда поняли, что нужны другие пути, избрали путь сближения. Разумеется, оно исключает прозелитизм. Он наносит ущерб братскому взаимопониманию и доверию, внушает мысль, будто все хотят друг друга "перетянуть" и ведут тайную пропаганду в свою пользу.
С католиками у нас проще, т.к. все основы у нас общие. С протестантами - сложнее. В частности, если говорить о пятидесятниках, то они нередко утверждают, будто Дух Божий дышит только в их общинах.
Между тем, каждый человек, который пережил истинное обращение (в нашей Церкви), может и должен считать себя получившим духовное крещение и дар Духа. Если люди этот дар не развивают, то причина в них самих. Разумеется, негативное отношение к другим мало содействует сближению и братскому сознанию. Hо, к счастью, не все члены таких общин (баптистов, пятидесятников и др.) держатся подобных непримиримых взглядов.
Что же препятствует духу экуменизма?
Те случаи, когда люди, побывав у инославных, разрывают братское и евхаристическое общение со своими. Это и измена по-человечески и акт, направленный против Христа, против Его воли. Это вносит разделения, смуты, соблазны, отбрасывает дело единства назад в века соперничества, упреков, борьбы и поношений.
Поэтому для своих прихожан я не считаю допустимым общаться в молитве с теми конкретными общинами, которые не соблюдают строгого экуменического принципа и правила: "никакого прозелитизма". Как там в других странах - я не знаю. Hо у нас это так.
Человек, бросающий свою церковную общину (ссылаясь на личные вкусы, на прочитанное в книгах, на недостатки церковные и пр.) является, пусть и невольным - но врагом дела Христова.
Всегда нужно помнить, что в Евангелии от Иоанна нам сохранена одна из немногих молитв Спасителя, выражающих Его глубинные желания, Его волю. Это "первосвященническая молитва" в ночь перед Голгофой: "Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в Hас едино".
Мы еще далеки от того, чтобы осуществить эту волю Господа, но должны всеми силами к этому стремиться. И все, что препятствует Его воле, есть для нас грех.
Вот почему обязательным условием общения с инославными является неукоснительное соблюдение ими (и нами) указанного важнейшего экуменического принципа.
И последнее: как быть, если видишь у инославных христиан нечто воистину достойное и прекрасное (горячую веру, живую молитву, чистоту жизни, общинность)? Ответ один: благодарить Бога за этих людей и молиться о том, чтобы и мы умножали в своей среде эти черты и дарования».

Хотите поделиться по теме статьи — пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.