Найти тему
Киношная ночь

Как плохое кино становится культовым? Про новый идиотский фильм с Кейджем

Всего два раза в жизни я уходил из кинотеатра. Обычно из чистого принципа досматриваю фильм, чтобы дать автору шанс рассказать историю до конца. Однако вот это случилось вновь: я иду на "Узников страны призраков" с Николасом Кейджем и через 15 минут выхожу из зала. Ситуация нормальная – особых ожиданий насчёт этого фильма не было. Но потом проходит пара дней, и я вижу, как интернет буквально пестрит рецензиями в стиле "разбор фильма", "всё, что вы могли упустить" и, наконец, "несомненно культовое кино".

Здесь и далее кадры из фильма "Узники страны призраков". Режиссёр – Сион Соно
Здесь и далее кадры из фильма "Узники страны призраков". Режиссёр – Сион Соно

При этом, средние оценки у "Узников" в районе 5 по 10-балльной шкале. То есть большинство людей понимает, что это шлак. Но в то же время многие находят в нём некий элемент глубокого смысла, сатиру, отсылки к знаменитым произведениям и тому подобное. Расхваливают актёрскую игру Кейджа, пока сам Кейдж признаётся, что это самый странный фильм в его карьере, подогревая тем самым интерес общественности к картине... Короче, в итоге смотрят и обсуждают все, хотя смотреть и обсуждать там нечего. И возникает вопрос: как это происходит? Как зрителей заставляют верить в то, что они видят нечто гениальное и недооценённое, когда на самом деле они тратят время на мусор?

-2

В истории полно таких примеров. На днях я ознакомился с культовым хоррором "Техасская резня бензопилой", фактически основателем жанра "слэшер". И если первые минут 30 ещё как-то можно оправдать и отыскать в них смысл, то всё, что происходит дальше – это не более, чем провокация для впечатлительного зрителя. Но при этом вы знаете название этого фильма даже если никогда его не видели. Та же история с недавними "Солнцестоянием" и "Маяком". И там, и там хорошие актёры и приличная операторская работа служат прикрытием для бессмысленного или дырявого сюжета. И вокруг обоих фильмов была шумиха в стиле "это гениально, но не все поймут". Можно вспомнить и про один из предыдущих фильмов Кейджа "Мэнди" 2017 года – ещё один "стопроцентный cult classic", вызывающий чувство тошноты.

Кадр из фильма "Техасская резня бензопилой". Режиссёр – Тоуб Хупер
Кадр из фильма "Техасская резня бензопилой". Режиссёр – Тоуб Хупер

Ситуация напоминает классическую историю с современным искусством, когда любой предмет можно продать за миллионы долларов, просто повесив его в музее и придумав привлекательное название. Будь то бессмысленная мазня кисточкой зажатой пальцами ноги, пожухлый банан или просто полка, прикрученная к стене (я своими глазами видел этот шедевр, рядом с которым висела табличка с названием "произведения искусства" и его автором).

Кадр из фильма "Солнцестояние". Режиссёр – Ари Астер
Кадр из фильма "Солнцестояние". Режиссёр – Ари Астер

Объяснение простое: продать можно всё, что угодно. Да-да, конечно, Да Винчи был гением. И Битлз. А Куросава снимал великолепное кино. Но посмотрите же на этот кусочек овна, вглядитесь в него... Неужели вы не видите, как сквозь него проходят потоки пространства и времени, таинственным образом обнажающие всю непознаваемую суть человеческого бытия? Нет, не видите? Ну, тогда вы просто не понимаете. Вам не хватает знаний, чтобы понять. Но когда-нибудь ваш разум обязательно проснётся и откроется истине...

Кадр из фильма "Маяк". Режиссёр – Роберт Эггерс
Кадр из фильма "Маяк". Режиссёр – Роберт Эггерс

Нет ориентиров – нет понимания того, что красиво, а что нет. Что имеет смысл, а что является претенциозным бредом. Наконец, что есть хорошо, а что есть плохо. И в таких условиях можно впарить человеку любую вещь. Уже надоело об этом говорить, но ярче примера не найти: по всем законам логики и здравого смысла, голливудский конвейер, засорившийся идиотскими идеями лживой толерантности, давно должен был сломаться и сгореть. По идее люди должны были давно обратить внимание на то, что им тупо парят мозги. Но становится ли таких испорченных фильмов меньше? Надоели ли они зарубежным зрителям? Перестали ли приносить создателям деньги? Нет, нет и нет. Потому что всем в Европе и Америке как следует объяснили, что это всё хорошо, это надо ценить, уважать, любить и поклоняться этому.

Кадр из фильма "Мэнди". Режиссёр – Панос Косматос
Кадр из фильма "Мэнди". Режиссёр – Панос Косматос

Выход один: отчаянно фильтровать всё, что вы смотрите, слушаете, читаете. И думать своей головой, не покупаясь на громкие слова вроде "культовый" – теперь это лишь инструмент рекламы. Да и "культ" вообще-то не очень хорошее слово. Великие произведения искусства, как правило, культовыми не становятся, и им не поклоняются. Они просто есть, вы о них знаете и черпаете из них вдохновение на протяжении многих лет своей жизни. Это ценно, а всё остальное – всего лишь слова. А что вы об этом думаете? Ставьте лайк, оставляйте комментарий и подпишитесь на канал, будет много интересного!

Тут ещё:
О "Техасской резне бензопилой". Какова ценность аморального фильма?