Найти в Дзене

Поговорим о колоризации старых фильмов?

В материале о цензурировании телеканалами сигарет Вероника Ларина предложила порассуждать о раскрашивании черно-белых кинофильмов. Тема, конечно, к тематике Позавчерашних новостей имеет достаточно косвенное отношение, но мне показалось интересным узнать, как проводится колоризация черно-белых фильмов и история этого явления стала для меня достаточно увлекательным чтивом. Надеюсь, что и вам это будет интересно, поэтому погнали. Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах" Колоризация эпохи ручного труда Вы, возможно, удивитесь, но раскрашивали черно-белые фильмы ещё тогда, когда это не было мэйнстримом - в те времена, когда "Великий Немой" едва-едва появился на свет. Первой раскрашенной картиной стала короткометражка "Танец Лои Фуллер", снятая для кинетоскопа Томаса Эдисона в 1885 году. Ещё не было продемонстрировано "Прибытие поезда" -
Оглавление

В материале о цензурировании телеканалами сигарет Вероника Ларина предложила порассуждать о раскрашивании черно-белых кинофильмов. Тема, конечно, к тематике Позавчерашних новостей имеет достаточно косвенное отношение, но мне показалось интересным узнать, как проводится колоризация черно-белых фильмов и история этого явления стала для меня достаточно увлекательным чтивом.

Надеюсь, что и вам это будет интересно, поэтому погнали.

Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"

Колоризация эпохи ручного труда

Вы, возможно, удивитесь, но раскрашивали черно-белые фильмы ещё тогда, когда это не было мэйнстримом - в те времена, когда "Великий Немой" едва-едва появился на свет. Первой раскрашенной картиной стала короткометражка "Танец Лои Фуллер", снятая для кинетоскопа Томаса Эдисона в 1885 году. Ещё не было продемонстрировано "Прибытие поезда" - первый кинофильм в современном понимании, а пытливый человеческий ум уже пытался добавить цвета в черно-белые движущиеся картинки.

Технология раскраски была, разумеется допотопной и очень трудоемкой - каждый кадр кинопленки надо было раскрашивать вручную. Представляете себе - в минутном видеоролике содержалось порядка 1800 кадров, каждый из которых должен быть раскрашен! Разумеется, практически сразу же, как только стало понятно, что цветное кино - это реальность, изобретатели со всего мира стали думать, как сделать эту реальность более достижимой. Кто-то, как Жорж Мельес, использовал целый конвейер рисовальщиц, каждая из которых вручную раскрашивала свой участок кинопленки, кто-то прибегал к тонированию - когда кинопленку обрабатывали так, что она приобретала синий или красный цвет.

При этом, понятное дело, картинка становилась своеобразной, она как бы "дышала" из-за того, что краситель наносился неравномерно. Но и такой, несовершенный цветной кинематограф производил фурор - билеты на "цветные" сеансы стоили на порядок дороже обычных, черно-белых, но залы заполнялись чуть менее, чем полностью. Но, впрочем, для киноделов начала 20 века всё это было очень долго, дорого и представляло собой больше дорогую игрушку, чем источник больших денег.

Спрос, впрочем, как водится, рождает предложение и первым технологическим прорывом в этой области стала технология Pathecolor, разработанная в 1905 году и позволившая тиражировать цветные кинопленки в хоть сколько-то больших масштабах. Суть её была достаточно проста - на основе кинопленки делались специальные позитивы, на которых прорезались места, требующие окраски. Получившийся трафарет совмещали с кинопленкой и прокатывали эту конструкцию по красителю. Несколько таких прокатов давали плюс-минус раскрашеную картинку (до шести разных цветов), но, конечно, всё это по прежнему было не слишком-то технологично - вырезать нужные места на позитивах приходилось, как и раньше, вручную. Мыши, конечно, плакали, кололись, но продолжали жрать кактус - более-менее приемлемые технологии, позволяющие снимать сразу цветное кино, появились лишь к концу 1930-х годов.

Как-то так это выглядело
Как-то так это выглядело

Впрочем, Pathecolor (переименованный в Pathechrome) скончался раньше, в 1930 году, когда вышел последний фильм раскрашенный по этой технологии. Его заокеанский аналог - Handschiegl color process, который использовали на студии Paramount, в последний раз использовали и того раньше - в 1927 году.

В нашей же стране впервые раскрашивать фильмы взялся патриарх отечественного кинематографа, Сергей Эйзенштейн, который сам вручную раскрасил в революционный красный цвет флаг в "Броненосце Потемкине".

На стоп-кадре выглядит не так эпично, поэтому вот вам ссылка на ютуб - https://www.youtube.com/watch?v=NC6PUR-mKx0
На стоп-кадре выглядит не так эпично, поэтому вот вам ссылка на ютуб - https://www.youtube.com/watch?v=NC6PUR-mKx0

Но стоило появиться цветным кинопленкам, как все эти извращения сразу же были забыты. Теперь те, кто мог себе позволить технологии цветного кинематографа, снимал все в цвете, а те, кто победнее (или у кого не было сильной нужды в цветном изображении), снимали в черно-белом формате. О колоризации думать если и не перестали, то точно отложили её в дальний ящик, до тех пор, пока технологии не сделают следующий шаг.

Компьютерная эра колоризации

Ну и как водится, новым словом в колоризации стали компьютеры, а причиной технологического прорыва стала, как ни странно, космическая гонка.

К началу 1970-х годов в NASA задумались о том, что хорошо бы пленки, на которых зафиксировано пребывание человечества на Луне, раскрасить. Но делать это вручную было бы непосильной задачей, которая растянулась бы на года, отчего было решено привлечь к работе компьютеры. По новой технологии, один из кадров размечался на участки, каждому из которых присваивался свой цвет. Далее, на основе этого кадра компьютер раскрашивал аналогичные участки следующих кадров в соответствующие цвета.

Получалось очень практично - написанное один раз программное обеспечение превращало многолетнее полуавтоматическое раскрашивание в куда более быстрый процесс. Без человека, конечно, по прежнему не обойтись, кто-то же должен вручную размечать эти участки, но развитие обучающихся нейросетей позволяет совершенствовать технологию и облегчать раскрашивание старых кинофильмов.

И всё бы, конечно, хорошо, но у многих остаётся один вопрос.

А зачем это надо?

Понять киноделов начала 20-го века легко - хотелось сразу и многого, а тем более в такой свежей сфере, как синематограф. Первые показы сами по себе представляли тот ещё шок (сколько баек ходило про то, как зрители убегали с первых показов "Прибытия поезда"), а цветное кино вызывало невероятный вау-эффект.

Когда же человечество научилось снимать кино сразу в цвете, сразу же началось расслоение на условных бедных (которым было проще и дешевле снимать на черно-белую пленку) и условных богатых (которые имели достаточно цветной пленки). Особенно сильно, конечно, это проявлялось у нас в стране, когда Бондарчуку-старшему, как мэтру, выделяли километры цветной пленки, а Леониду Быкову - нет.

С другой стороны, много где именно черно-белые съёмки отвечают творческому замыслу создателей картины - "Семнадцать мгновений весны", например, а что-то, как, например, "Золушку" собирались снимать сразу в цвете. То есть, в ряде случаев происходит восстановление, так сказать, исторической справедливости, а в других - шаловливые ручки реставраторов лезут куда не надо.

Шуток про неудачную колоризацию в то время было много
Шуток про неудачную колоризацию в то время было много

В этом плане показателен случай с приключениями Штирлица - в попытках провести реставрацию картины реставраторы-бракоделы повырезали до 25 процентов длительности сериала, да ещё и раскрасили всё это черте как, за что и были справедливо протащены в "Большой разнице". В то же время, реставрация и колоризация "В бой идут одни старики" сделана практически образцово и без критических ляпов.

Разумеется, всегда найдутся недовольные (и зачастую - справедливо), которые, например, скажут, что в раскрашенных "Офицерах" нет души, что "Небесный тихоход" никогда не нуждался в цвете, но на мой взгляд, это личное дело каждого, смотреть черно-белый оригинал или цветную реставрацию. Я, например, не очень то люблю раскрашенную "Золушку", уж больно неестественные там цвета (впрочем, если бы её сняли сразу цветной, они были бы такие же, издержки технологий того времени), зато "В бой идут одни старики" я готов смотреть в любом виде - суть же не в том, сколько цветов на экране - два или множество, а в том, о чем лента.

И, если сделать вывод из всего сказанного, то однозначного ответа на вопрос "колоризация - зло или благо?" конечно же нет. На мой взгляд, замечательно, что старые плёнки реставрируют, а уж раскрашивают ли их или нет - дело десятое.

А что об этом думаете вы?

-4