Поговорим сегодня о третьем направлении, формулировка которого нацеливает нас на роман Достоевского (этой осенью у Достоевского 200-летний юбилей).
Безусловно, темы не ориентированы исключительно на один роман (отчасти это противоречит концепции экзамена). Обратимся к комментариям ФИПИ.
«Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г».
Здесь хорошо прослеживаются возможные аспекты направления:
- Совесть, муки совести
- Раскаяние
- Ответственность за свои поступки
- Преступление
- Наказание
- Возмездие
Определимся с тем, какие произведения можно перечитать, чтобы подготовиться к сочинению по третьему направлению.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Неопытный молодой человек, вырвавшись из-под опеки деспотичного отца, по дороге на службу в первом же трактире включается в игру на бильярде (одна из разновидностей азартных игр), проигрывает вовсе не маленькую сумму. Слуга Савельич уговаривает барчука не отдавать долг. Однако Петруша даже мысли подобной не допускает, ему не позволяет честь дворянина обмануть Зурина. Он принимает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ПРОСТУПОК, иначе поступить ему не позволят МУКИ СОВЕСТИ. Гринев часто стоял перед выбором (как отблагодарить проводника, выведшего из бурана; как реагировать на оскорбления Швабрина; как поступить в самый трудный момент – остаться верным офицером или самовольно покинуть расположение части, чтобы помочь любимой девушке, силой удерживаемой Швабриным) и ни разу не принимал неверного решения, следуя законам сердца, СОВЕСТИ. Поэтому, например, когда он отказывал Пугачеву (глава «Приступ»), его голос даже не дрожал, зато он « глядел смело На Пугачева».
ВОЗМЕЗДИЕ ждало другого героя повести Пушкина - Швабрина. Предатель, перешедший на сторону Пугачева, непорядочный человек, оболгавший Машу Миронову, а потом силой удерживавший ее в крепости, и на суде оказался «верен» себе: именно по его доносу арестовали Гринева. Как же был НАКАЗАН антипод главного героя? Рассуждение на эту тему получится достаточно интересным.
А какой смысл в понятия «ВОЗМЕЗДИЕ» и «НАКАЗАНИЕ» вкладывал Пушкин, рисуя образ Пугачева? Предводителю крестьянского восстания вовсе не чужды СОВЕСТЬ, ЧЕСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Он щадит Гринева, верного присяге императрице, спасает Машу – дочь казненного коменданта крепости, но при этом по его приказу вместе с капитаном Мироновым убивают Василису Егоровну, да и в целом он поднимает восстание, которое привело к гибели многих людей как гражданских, так и военных.
Прежде всего, стоит отметить, что и преступление, и наказание могут быть как физические, так и психологические.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Евгений Онегин, в отличие от Гринева, больше думает о себе, о своем благополучии, поэтому жизненный путь героя нельзя назвать правильным, нравственно чистым. Совершал ли он ПРЕСТУПЛЕНИЯ?
Конечно, причем как в прямом смысле - убийство Ленского (а это было убийство – не дуэль!), так и переносном – преступлением по отношению к самому себе было не ответить на чувства Татьяны, не ценить дружбу с Ленским. Каким же было НАКАЗАНИЕ? Несмотря на убийство друга, Онегин не был осужден. В 19 веке хоть дуэли и не узаконены, но суда и ареста после них не следовало. Онегин просто уезжает. Однако ведь именно он виноват в смерти приятеля – молодого, неопытного, восторженного Ленского. Ничтожный повод – вальсирование с Ольгой – вполне можно было свести к извинениям, шутке. Онегин же не готов взять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за совершенное и предпочитает нарушить условия дуэли (проспать и прийти с огромным опозданием, назначить секундантом слугу) – «и вот общественное мнение» правит нашим героем. Испытывает ли он МУКИ СОВЕСТИ после убийства? Очевидно. Это и будет его НАКАЗАНИЕМ. Изменило ли произошедшее нашего героя? Вряд ли. Иначе как объяснить его неизменный лорнет, когда спустя два года он появляется на балу в столице, как понять его преследования Татьяны – замужней дамы. Когда-то он не сумел разглядеть истинную любовь провинциальной девочки – теперь же влюблен в законодательницу мод, великолепную княгиню, которая, последовав его совету, научилась «властвовать собой». Если поверить в искренность его чувств, в то, что он сумел полюбить, можно говорить и о своеобразном НАКАЗАНИИ – героям не суждено быть вместе, и виноват в этом Евгений.
«А счастье было так близко, так возможно…»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Брал ли хоть раз на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Печорин? Тогда, когда по его вине погибла Бэла? Или тогда, когда он своим показным равнодушием обижает старого приятеля Максима Максимыча? Или когда вмешался в жизнь «честных контрабандистов»? Боюсь, что ни разу. «Силы необъятные» потрачены были впустую. Например, на продумывание стратегии по завоеванию кавказской девушки. СОВЕСТЬ позволила выкрасть ее при помощи брата. Дело вовсе не в лошади Казбича, которую получил Азамат за воровство – для Кавказа это как раз вполне нормальное явление. Дело в том, как потом Печорин относится к Бэле. Бэла умирает. ПРЕСТУПЛЕНИЕ совершено, а Печорин, узнав об этом, непонятно смеется. Временное помрачнение? Это его НАКАЗАНИЕ? Или ОСОЗНАНИЕ того, что натворил. Впрочем, его поведение ничем не отличается от того, как он вел себя с княжной Мери. Он любит Веру, но понимает это слишком поздно. Печорин не проходит ни испытания любовью, ни испытания дружбой. Что это – ВОЗМЕЗДИЕ?
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В прошлом году мы достаточно подробно рассматривали роман Достоевского, но нельзя ничего не сказать о произведение, название которого дало толчок всему направлению.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ, юридическое. Убийство Раскольниковым старухи-процентщицы. Что заставило героя сделать подобное? Какая череда событий привела его на путь убийцы? Как характеризует героя то, что он продумал все детали?
ПРЕСТУПЛЕНИЕ моральное, нравственное. Раскольников убивает не только ради денег – он проверяет собственную теорию «людей обыкновенных и необыкновенных». Соня
Мармеладова живет по желтому билету, чтобы помочь семье. Дунечка собирается выйти замуж за Лужина (фактически продать себя), чтобы помочь брату материально.
СОВЕСТЬ. Раскольников не сумел переступить через себя, через свою совесть, поэтому и переживает о совершенном. МУКИ СОВЕСТИ привели сначала к болезни, потом к горячечному бреду, в конечном счете к признанию вины. Эти муки совести стали его НАКАЗАНИЕМ.
Разумихин, столь же бедный студент, не может понять теорию Раскольникова, потому что даже мысли не допускает о возможности пролить кровь. Понятия «КРОВЬ ПО СОВЕСТИ» не существует, с его точки зрения.
Следователь Порфирий Петрович, вычисливший убийцу практически сразу, не торопится с его арестом, потому что убежден: важно не НАКАЗАНИЕ, а ВОЗМЕЗДИЕ, то есть ОСОЗНАНИЕ вины, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за вину.
Сонечка Мармеладова, принимающая ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свое решение жить по желтому билету, не осуждает других, принимает Раскольникова, плавно и ненавязчиво направляет его на путь исправления.
ВОЗМЕЗДИЕ нашло и Свидригайлова, и Лужина – двойников Раскольникова.
Воспользуемся критическими заметками о романе, чтобы выстроить свои рассуждения по теме.
Ю.В. Володина Роман «Преступление и наказание»
«Готовясь к убийству, Раскольников выбирает орудие убийства – топор, готовит «заклад», обдумывает, как понесет топор, даже считает количество шагов, устраивает «пробу», своеобразную репетицию (с этого эпизода и начинается роман). Достоевский убедительно показывает, как он мучится при этом. Его натура и рассудок вступают в противоречие:5 «Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это?»
«Достоевский глубоко проникает во внутренний мир Раскольникова, обнажает его состояние на уровне подсознательного, через сны. До убийства Раскольников видит два сна».
«Первый сон – о забитой лошади. Он видит его после получения письма от матери. Находясь в раздраженном состоянии, готовясь к убийству. Он узнает из письма о жертве Дунечки ради него. Это известие чрезвычайно взволновало его. И, как следствие, сон.
Очевидно, это этот сон противопоставляет подсознание героя и его озлобленный разум. Подсознание напоминает герою, что он добрый, жалел чужую савраску, целовал ее окровавленную морду, что же теперь он замышляет? Сам готовиться обагрить свои руки кровью. Подсознании пытается остановить героя».
«Как велик был в Раскольникове страх разоблачения, Достоевский показывает через сны героя. Сон-галлюцинация и сон о повторном убийстве».
«Достоевский развенчивает идею Раскольникова, разрешающую «кровь по совести», утверждающую деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных», и утверждает христианскую правду Сони – страдание, сострадание, любовь ко всякому человеку. За противопоставлением этих двух правд стоит размышление Достоевского над вопросом: «Что делать, чтобы устранить зло в обществе?» Источник обновления жизни не в изменении внешних условий, убежден писатель, но в нравственном совершенствовании личности, умении страдать, в жизни по христианским заповедям».
Безусловно, хорошей иллюстрацией тем данного направления будет роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», о нем обязательно поговорим отдельно.
Если любите читать, если нравится современная зарубежная литература, можно обратиться к книгам Дел. Оуэнс «Там, где раки поют» и Дж. С. Чарльз «Библиотека в Париже», на которые на нашем канале есть рецензии.