Найти тему
Level One

Раскрываем смыслы сказок о Буратино и Пиноккио, о которых мало кто догадывается

Пиноккио и Буратино имеют внешнее сходство, только вот истории получились разные: первая — о блудном сыне и раскаявшемся грешнике, а вторая — о классовой борьбе между эксплуататорами и угнетенными. На примере этих героев разберемся вместе с экспертом Level One Елизаветой Касиловой, какие проблемы волновали двух писателей — Коллоди и Толстого. В конце проголосуем, чей образ милее.

В 1881 году итальянский писатель Карло Коллоди буквально за несколько дней создает сказку «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы». Русскому читателю она более известна в версии Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя он значительно переработал сюжет Коллоди. Какие же основные сходства и различия у главных героев двух популярных сказок?

Пиноккио у Карло Коллоди

Сюжет про деревянную куклу у Коллоди вырос из библейской истории про блудного сына. По сути, это исключительно морализаторская история про грешника, который многократно падает, поднимается, снова падает и вновь пытается вернуться на путь истинный. В тексте сказки разбросано много библейских аллюзий, которые легко считываются людьми, изучавшими Библию в школе. Например, история про кита, проглотившего Джепетто.

«Пиноккио» — это история о заблуждающемся грешнике, а сам Коллоди по отношению к своему герою — морализатор-наставник. Цель Пиноккио — стать настоящим мальчиком, то есть в контексте христианского мировоззрения  — праведником. Герой пытается избавиться от грешного, несовершенного, деревянного тела, он должен очиститься, чтобы переродиться. Так посмертное существование, где герою раскроются все смыслы, ставится Коллоди выше земной жизни.

«Приключения Пиноккио», иллюстрация Либико Марайя
«Приключения Пиноккио», иллюстрация Либико Марайя

Ложь Пиноккио — это грех, за который он постоянно наказывается разными персонажами. Именно поэтому автору важен нос Пиноккио — он растет, когда герой врет, то есть нос становится зримым индикатором греха.

У Коллоди нет конфликта между положительными и отрицательными героями, ведь даже кукольник Манджафоко, переработанный Алексеем Толстым в образ страшного Карабаса-Барабаса, оказывается добрым человеком. Основное противостояние сюжета — это борьба сил добра и сил зла за душу обычного человека. Автор через череду падений приводит героя к перерождению — в финале Пиноккио из деревянной куклы превращается в живого мальчика.

Буратино у Алексея Толстого

Постоянная ложь Буратино — это не грех, а процесс творчества. Нос более не индикатор греха, он только подчеркивает одну из главных черт характера Буратино — любопытство. «Нос вертелся, вывертывался, так и остался — длинным, длинным, любопытным, острым носом».

Толстой любуется своим героем, восхищается им — ведь он гораздо свободнее, чем остальные персонажи. Игра и смех — основа характера Буратино, и в финале он действительно награждается свободой, то есть освобождается через смех.

Буратино Толстого лжет, играет и прикалывается, не соблюдает правила и идет против них — это герой-трикстер, веселый насмешник. Он выступает и в роли медиатора — именно он переводит персонажей из пространства тотальной несвободы и гнета Карабаса-Барабаса в свой театр, где куклы могут играть, что хотят.

В отличие от христианских мотивов Коллоди, Толстой дает отсылки к культуре Серебряного века, создает мост между ней и советским искусством. Буратино в сказке связывает два мира — Алексей Толстой делает то же самое. А еще его современники считывали в тексте аллюзию на театральную жизнь Москвы 1920-х и 1930-х годов.

Советская сказка Толстого пишется в 30-е годы, ее мир строится на классовой борьбе между эксплуататорами и угнетенными, а Страна Дураков — классическая советская карикатура на мир капитализма. Зло четко обозначено — герой борется с Карабасом-Барабасом и его прихвостнями, а не с самим собой. Автор же не перевоспитывает своего героя и не читает ему нотации с помощью других персонажей.

Толстой соединяет две ипостаси в персонаже — авантюрного героя, который постоянно попадает в сложные ситуации и весело из них выпутывается, и мифологического героя-разрушителя, для которого важно опрокинуть все ветхое, чтобы могло родиться нечто новое.

В финале Буратино не превращается в настоящего человека, но побеждает врагов и освобождает угнетенных — теперь у кукол свой собственный театр.

Подробнее о разных прочтениях традиционных сюжетов, аллюзиях и подтекстах популярных сказок поговорим на курсе Открывая сказки вместе с кандидатом филологических наук, преподавателем литературы в Лицее НИУ ВШЭ Елизаветой Касиловой. Мы уже стартовали — еще не поздно присоединиться!

Проголосуйте, кто вам ближе и милее — Буратино или Пиноккио? 👇 А в комментариях напишите — почему?

#литература #сказка #история #неизвестные факты