Пиноккио и Буратино имеют внешнее сходство, только вот истории получились разные: первая — о блудном сыне и раскаявшемся грешнике, а вторая — о классовой борьбе между эксплуататорами и угнетенными. На примере этих героев разберемся вместе с экспертом Level One Елизаветой Касиловой, какие проблемы волновали двух писателей — Коллоди и Толстого. В конце проголосуем, чей образ милее.
В 1881 году итальянский писатель Карло Коллоди буквально за несколько дней создает сказку «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы». Русскому читателю она более известна в версии Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Хотя он значительно переработал сюжет Коллоди. Какие же основные сходства и различия у главных героев двух популярных сказок?
Пиноккио у Карло Коллоди
Сюжет про деревянную куклу у Коллоди вырос из библейской истории про блудного сына. По сути, это исключительно морализаторская история про грешника, который многократно падает, поднимается, снова падает и вновь пытается вернуться на путь истинный. В тексте сказки разбросано много библейских аллюзий, которые легко считываются людьми, изучавшими Библию в школе. Например, история про кита, проглотившего Джепетто.
«Пиноккио» — это история о заблуждающемся грешнике, а сам Коллоди по отношению к своему герою — морализатор-наставник. Цель Пиноккио — стать настоящим мальчиком, то есть в контексте христианского мировоззрения — праведником. Герой пытается избавиться от грешного, несовершенного, деревянного тела, он должен очиститься, чтобы переродиться. Так посмертное существование, где герою раскроются все смыслы, ставится Коллоди выше земной жизни.
Ложь Пиноккио — это грех, за который он постоянно наказывается разными персонажами. Именно поэтому автору важен нос Пиноккио — он растет, когда герой врет, то есть нос становится зримым индикатором греха.
У Коллоди нет конфликта между положительными и отрицательными героями, ведь даже кукольник Манджафоко, переработанный Алексеем Толстым в образ страшного Карабаса-Барабаса, оказывается добрым человеком. Основное противостояние сюжета — это борьба сил добра и сил зла за душу обычного человека. Автор через череду падений приводит героя к перерождению — в финале Пиноккио из деревянной куклы превращается в живого мальчика.
Буратино у Алексея Толстого
Постоянная ложь Буратино — это не грех, а процесс творчества. Нос более не индикатор греха, он только подчеркивает одну из главных черт характера Буратино — любопытство. «Нос вертелся, вывертывался, так и остался — длинным, длинным, любопытным, острым носом».
Толстой любуется своим героем, восхищается им — ведь он гораздо свободнее, чем остальные персонажи. Игра и смех — основа характера Буратино, и в финале он действительно награждается свободой, то есть освобождается через смех.
Буратино Толстого лжет, играет и прикалывается, не соблюдает правила и идет против них — это герой-трикстер, веселый насмешник. Он выступает и в роли медиатора — именно он переводит персонажей из пространства тотальной несвободы и гнета Карабаса-Барабаса в свой театр, где куклы могут играть, что хотят.
В отличие от христианских мотивов Коллоди, Толстой дает отсылки к культуре Серебряного века, создает мост между ней и советским искусством. Буратино в сказке связывает два мира — Алексей Толстой делает то же самое. А еще его современники считывали в тексте аллюзию на театральную жизнь Москвы 1920-х и 1930-х годов.
Советская сказка Толстого пишется в 30-е годы, ее мир строится на классовой борьбе между эксплуататорами и угнетенными, а Страна Дураков — классическая советская карикатура на мир капитализма. Зло четко обозначено — герой борется с Карабасом-Барабасом и его прихвостнями, а не с самим собой. Автор же не перевоспитывает своего героя и не читает ему нотации с помощью других персонажей.
Толстой соединяет две ипостаси в персонаже — авантюрного героя, который постоянно попадает в сложные ситуации и весело из них выпутывается, и мифологического героя-разрушителя, для которого важно опрокинуть все ветхое, чтобы могло родиться нечто новое.
В финале Буратино не превращается в настоящего человека, но побеждает врагов и освобождает угнетенных — теперь у кукол свой собственный театр.
Подробнее о разных прочтениях традиционных сюжетов, аллюзиях и подтекстах популярных сказок поговорим на курсе Открывая сказки вместе с кандидатом филологических наук, преподавателем литературы в Лицее НИУ ВШЭ Елизаветой Касиловой. Мы уже стартовали — еще не поздно присоединиться!
Проголосуйте, кто вам ближе и милее — Буратино или Пиноккио? 👇 А в комментариях напишите — почему?
#литература #сказка #история #неизвестные факты