Найти тему
soullaway soullaway

Путешествие из Европы в Афганистан в 60-х.

60-е годы прошлого века были уникальным временем в истории всей планеты. Эта уникальность проявлялась буквально во всём. Начиная от музыки с кинематографом и заканчивая модой. Тут можно вспомнить весь тот вал замечательных рок групп, можно вспомнить замечательных актрис и даже такая привычная сегодня вещь как мини-юбка, в общем-то, тоже родом оттуда. Это были времена невероятной свободы и раздвигания границ. Кто-то искал смысл в идеях хиппи, кто-то мечтал о мировой революции, но границы раздвигались не только в сознании людей, но ещё и в плане географии. Народ полюбил путешествовать.

В силу ряда обстоятельств путешествия по Советскому Союзу проходили внутри страны. Получить визу на выезд стоило титанических усилий, и большинство людей предпочитало кататься внутри своей страны. Но зато во всём остальном мире туризм приобрёл любопытные масштабы. Насколько я понимаю тот вид курортного отдыха, который распространен сегодня как раз и полностью сформировался в 60-е годы. Однако всегда существовала прослойка людей, которым было неинтересно лежать как тюлень на пляже, а хотелось чего-то другого. Вот о таких людях сегодня и поговорим.

Если рассматривать широко 60-е годы, то можно вспомнить о легендарной тропе хиппи. Но это всё-таки несколько иная история. Мы же сегодня посмотрим на дошедшие до нас фотографии простых туристов, которые прокатались от Англии до Афганистана. И интерес представляет здесь то, что ехали они на обычном автобусе через множество стран. Иначе как приключением такую поездку не назвать. В общем, поехали и начнём мы с парома в Бельгии.

-2

После Бельгии турист, едущий по такому маршруту, попадал в Германию. Естественно в ту её часть которая не находилась под руководством Москвы. На снимке можно оценить, как выглядел автобус изнутри. Понятное дело, что ничего сверхъестественного. Простой автобус с простыми людьми. Хотя как простыми людьми? Подобная поездка явно была очень недешевым удовольствием.

-3

Немецкие дороги можно опознать безошибочно. Любили немцы укладывать везде брусчатку. В той же нашей калининградской области до сих пор сохранилась масса подобных красот. Снимок же интересен, что виден автобус. На заглавном снимке он же, но уже с табличками маршрута. Лондон - Кабул. Очень серьёзное расстояние.

-4

Въехать в Советский Союз туристы не могли, хотя через него им было бы ехать в Афганистан может быть даже и ближе. И уж точно интереснее. В то время СССР был закрыт и представлял интерес у западных людей. Но зато через некоторые социалистические страны подобные туристы ездили спокойно. Вот, к примеру, фотография из Югославии.

-5

Даже не знаю почему, но всё на снимках кажется каким-то родным и знакомым, хотя в культурном плане между нами и жителями Югославии лежит огромная пропасть. Идеология идеологией, но никто не отменял предыдущую историю, которая насчитывает не одну сотню лет.

-6

Пересечение границы. Кстати и тут видна брусчатка. Вот только непонятно это и есть те самые рискованные туристы или же местные жители? Предположу, что в кадре присутствуют и те и другие. А вообще крайне занятное пересечение культур. Югославия тогда точно не воспринималась так, как сейчас воспринимаются её остатки в ЕС. Это была цельная и самодостаточная страна. Когда-то Тито удалось создать нечто невероятное.

-7

Что у нас идёт дальше? А дальше у нас идёт Болгария, которую по какому-то недоразумению иногда называли шестнадцатой республикой Советского Союза. Вглядитесь в этот снимок Софии. Я лично не вижу тут ничего общего с нашей страной. Бог с ней с идеологией, куда важнее то, что там своя атмосфера.

-8

Тем временем туристы добрались уже до Стамбула. И если все предыдущие страны, так или иначе, были схожи, то здесь начиналась уже совсем другая культура. Турцию я, честно говоря, и до сих пор не считаю, прям уж таки европейской страной. Это скорее мост из Европы в Азию. Слишком уж она другая.

-9

Хотя если смотреть широко на всю Европу, то вот Балканы они разве похожи на Францию или Англию? Тоже, в общем-то, нет. Пожалуй, тем и интересна Европа, что она словно лоскутное одеяло соткана из разных культур. Культур порою противоположных друг другу, что и приводит регулярно к конфликтам. Однако в 60-е годы явно на планете было ощущение, что конфликты позади. Ведь только недавно отгремела страшная война.

-10

Анталия. Какое знакомое и ласкающее слух слово нашим отечественным туристам. А ведь полвека назад это была дыра дырой. Ну не считая всякого колорита. Впрочем, колорит и сейчас в Турции сохранился во всей красе. Главное не ехать на модные курорты. Ну, или выходить подальше за пределы гостиниц.

-11

В шлёпках по центру снимка, наверное, англичанин. Теоретически кто-то из путешественников в автобусе мог бы написать книгу о своём вояже. Всё-таки и для того времени это было нестандартным путешествием. Стандартные путешествия не выходили за пределы Европы. Здесь же люди гнались за эксклюзивом.

-12

Меж тем автобус приближается к границе с Сирией. Остановка на местной заправке. Вряд ли в ту пору кто-то мог предположить, что спустя несколько десятилетий Турция станет претендовать на лидерство на Ближнем Востоке. Однако расстановка сил в 21 веке серьезно поменялась. Нет больше Советского Союза, который что-то там сдерживал, да и США уже не те.

-13

Впрочем, не думаю, что туристы тогда себе забивали голову политикой. Куда важнее им было прикосновение к новой для себя культуре. Ведь именно ради этого люди и отправляются в дорогу. Что бы потом спустя десятилетия вспоминать, как были в Сирии.

-14

В той Сирии, которой уже нет. Что самое печальное изменилась-то Сирия совсем недавно. Буквально в наше время. И это печально и тревожно когда нормальную страну искусственно скатывают в костры гражданской войны.

-15

Получается, что вот этот сирийский мальчишка сейчас уже, скорее всего дед. Он как раз по возрасту примерно ровесник моим родителям. Да, странно осознавать, что мои родители стали уже бабушкой и дедушкой. Но двигаемся далее.

-16

А далее что у нас идёт? Правильно, далее у нас солнечный Ливан. Там тоже есть железная дорога. Вот только не знаю, существует ли пассажирское сообщение. Жаль, что золотой век железных дорог ушёл в прошлое и их вытеснили самолеты. Всё-таки романтика путешествия для меня заключается в поездах.

-17

Ну а уж доехать от Лондона до Бейрута на автобусе сродни подвигу. Я тяжело переношу поездки в этом виде транспорта и точно не рискнул бы ехать на такое расстояние с англичанами.

-18

Как-то так выглядели автобусные остановки в тогда совсем молодой стране Израиль.

-19

А это уже туристы добрались до Иордании. Удивительно читать сейчас названия всех этих стран. То есть они существуют, они рядом, но в последние два года мира очень сильно изменился в плане туристических поездок. И подобное путешествие попросту теперь невозможно.

-20

Англичане отдыхают в Ираке. Довольно смело отдыхают, надо сказать. Хотя может быть, для 60-х годов это и было нормально.

-21

Остановились где-то в провинции. И глядя на этот снимок понимаешь, что люди там и тогда жили небогато. Хотя нефть-то там была и тогда.

-22

Забавно, что до сих пор находятся люди путающие Ирак и Иран. Но уж точно вот эти туристы не перепутали бы эти страны. Вот как раз снимки из Ирана, куда они перебрались после Ирака.

-23

Подростки с любопытством рассматривают представителей другой культуры. Впрочем, англичане-то не были совсем чужими в тех краях, они в своё время помогали развиваться региону и если я ничего не путаю, даже строили там железные дороги в начале века.

-24

Глядя на все эти фотографии понимаю, что с удовольствием прочитал бы книгу о тех событиях. Фильм по понятным причинам снять не вышло бы. Не было в ту пору ещё камер в свободном доступе, как не было и телефонов. Это сегодня любой школьник может снимать что-то сутками, а тогда мир был другим.

-25

Понтонная переправа. Колоритно смотрится, но иронично, что и в 21 веке такое можно найти, в том числе и в России.

-26

Любопытно можно ли встретить сейчас точно таких же кочевников в Иране? Понятное дело, что уклад там у некоторых граждан не менялся уже на протяжении столетия, но с другой стороны Иран не получится назвать какой-то отсталой страной. Там хватает и инженеров и людей с высшим образованием.

-27

Предпоследняя страна в маршруте европейцев это Пакистан. Но именно оттуда почему-то фотографий почти и не выложено. Словно её проскочили очень быстро, хотя там ведь есть на что посмотреть.

-28

Ну а вот и конечная цель визита. Афганистан. Кадр сделан где-то под Кандагаром. Обратите внимание, кстати, на дорогу. Весьма неплохая.

-29

Окраины Кандагара. Судя по канистре автобус заправляется. Вот встречались мне фотографии, что, мол, Афганистан когда-то был совсем другой страной. Однако одно дело снимки из посольства и совсем другое дело фотографии простых людей.

-30

По-моему Афганистан, что в 60-е годы, что сегодня очень даже схож. Ну, разве что появились и там сотовые телефоны.

-31

Как-то так выглядел Кабул в 60-е годы прошлого века. И если вам встречались снимки современного города, то не думаю, что вы там видели много отличий. Это очень консервативная страна не спешащая прогибаться под изменчивый мир.

-32

Колоритно, да. И может быть как турист я и хотел бы там оказаться, но жить при таком укладе, точно нет. Слишком уж другая культура.

-33

К сожалению, обратный маршрут туристы не фиксировали, и все путевые заметки заканчиваются в Кабуле. Словно обратно они возвращались уже по воздуху.

-34

И вполне возможно, что так и было. Преодолевать по второму разу тот же маршрут может быть и интересно, но наверняка тяжело. Этим же снимком окончу подборку.

-35

Сейчас такое путешествие невозможно представить по ряду объективных причин, но ещё в 60-е годы английские туристы катались через половину земного шара в поисках впечатлений. Нам же на память достались вот такие замечательные фотографии.

У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.