60-е годы прошлого века были уникальным временем в истории всей планеты. Эта уникальность проявлялась буквально во всём. Начиная от музыки с кинематографом и заканчивая модой. Тут можно вспомнить весь тот вал замечательных рок групп, можно вспомнить замечательных актрис и даже такая привычная сегодня вещь как мини-юбка, в общем-то, тоже родом оттуда. Это были времена невероятной свободы и раздвигания границ. Кто-то искал смысл в идеях хиппи, кто-то мечтал о мировой революции, но границы раздвигались не только в сознании людей, но ещё и в плане географии. Народ полюбил путешествовать.
В силу ряда обстоятельств путешествия по Советскому Союзу проходили внутри страны. Получить визу на выезд стоило титанических усилий, и большинство людей предпочитало кататься внутри своей страны. Но зато во всём остальном мире туризм приобрёл любопытные масштабы. Насколько я понимаю тот вид курортного отдыха, который распространен сегодня как раз и полностью сформировался в 60-е годы. Однако всегда существовала прослойка людей, которым было неинтересно лежать как тюлень на пляже, а хотелось чего-то другого. Вот о таких людях сегодня и поговорим.
Если рассматривать широко 60-е годы, то можно вспомнить о легендарной тропе хиппи. Но это всё-таки несколько иная история. Мы же сегодня посмотрим на дошедшие до нас фотографии простых туристов, которые прокатались от Англии до Афганистана. И интерес представляет здесь то, что ехали они на обычном автобусе через множество стран. Иначе как приключением такую поездку не назвать. В общем, поехали и начнём мы с парома в Бельгии.
После Бельгии турист, едущий по такому маршруту, попадал в Германию. Естественно в ту её часть которая не находилась под руководством Москвы. На снимке можно оценить, как выглядел автобус изнутри. Понятное дело, что ничего сверхъестественного. Простой автобус с простыми людьми. Хотя как простыми людьми? Подобная поездка явно была очень недешевым удовольствием.
Немецкие дороги можно опознать безошибочно. Любили немцы укладывать везде брусчатку. В той же нашей калининградской области до сих пор сохранилась масса подобных красот. Снимок же интересен, что виден автобус. На заглавном снимке он же, но уже с табличками маршрута. Лондон - Кабул. Очень серьёзное расстояние.
Въехать в Советский Союз туристы не могли, хотя через него им было бы ехать в Афганистан может быть даже и ближе. И уж точно интереснее. В то время СССР был закрыт и представлял интерес у западных людей. Но зато через некоторые социалистические страны подобные туристы ездили спокойно. Вот, к примеру, фотография из Югославии.
Даже не знаю почему, но всё на снимках кажется каким-то родным и знакомым, хотя в культурном плане между нами и жителями Югославии лежит огромная пропасть. Идеология идеологией, но никто не отменял предыдущую историю, которая насчитывает не одну сотню лет.
Пересечение границы. Кстати и тут видна брусчатка. Вот только непонятно это и есть те самые рискованные туристы или же местные жители? Предположу, что в кадре присутствуют и те и другие. А вообще крайне занятное пересечение культур. Югославия тогда точно не воспринималась так, как сейчас воспринимаются её остатки в ЕС. Это была цельная и самодостаточная страна. Когда-то Тито удалось создать нечто невероятное.
Что у нас идёт дальше? А дальше у нас идёт Болгария, которую по какому-то недоразумению иногда называли шестнадцатой республикой Советского Союза. Вглядитесь в этот снимок Софии. Я лично не вижу тут ничего общего с нашей страной. Бог с ней с идеологией, куда важнее то, что там своя атмосфера.
Тем временем туристы добрались уже до Стамбула. И если все предыдущие страны, так или иначе, были схожи, то здесь начиналась уже совсем другая культура. Турцию я, честно говоря, и до сих пор не считаю, прям уж таки европейской страной. Это скорее мост из Европы в Азию. Слишком уж она другая.
Хотя если смотреть широко на всю Европу, то вот Балканы они разве похожи на Францию или Англию? Тоже, в общем-то, нет. Пожалуй, тем и интересна Европа, что она словно лоскутное одеяло соткана из разных культур. Культур порою противоположных друг другу, что и приводит регулярно к конфликтам. Однако в 60-е годы явно на планете было ощущение, что конфликты позади. Ведь только недавно отгремела страшная война.
Анталия. Какое знакомое и ласкающее слух слово нашим отечественным туристам. А ведь полвека назад это была дыра дырой. Ну не считая всякого колорита. Впрочем, колорит и сейчас в Турции сохранился во всей красе. Главное не ехать на модные курорты. Ну, или выходить подальше за пределы гостиниц.
В шлёпках по центру снимка, наверное, англичанин. Теоретически кто-то из путешественников в автобусе мог бы написать книгу о своём вояже. Всё-таки и для того времени это было нестандартным путешествием. Стандартные путешествия не выходили за пределы Европы. Здесь же люди гнались за эксклюзивом.
Меж тем автобус приближается к границе с Сирией. Остановка на местной заправке. Вряд ли в ту пору кто-то мог предположить, что спустя несколько десятилетий Турция станет претендовать на лидерство на Ближнем Востоке. Однако расстановка сил в 21 веке серьезно поменялась. Нет больше Советского Союза, который что-то там сдерживал, да и США уже не те.
Впрочем, не думаю, что туристы тогда себе забивали голову политикой. Куда важнее им было прикосновение к новой для себя культуре. Ведь именно ради этого люди и отправляются в дорогу. Что бы потом спустя десятилетия вспоминать, как были в Сирии.
В той Сирии, которой уже нет. Что самое печальное изменилась-то Сирия совсем недавно. Буквально в наше время. И это печально и тревожно когда нормальную страну искусственно скатывают в костры гражданской войны.
Получается, что вот этот сирийский мальчишка сейчас уже, скорее всего дед. Он как раз по возрасту примерно ровесник моим родителям. Да, странно осознавать, что мои родители стали уже бабушкой и дедушкой. Но двигаемся далее.
А далее что у нас идёт? Правильно, далее у нас солнечный Ливан. Там тоже есть железная дорога. Вот только не знаю, существует ли пассажирское сообщение. Жаль, что золотой век железных дорог ушёл в прошлое и их вытеснили самолеты. Всё-таки романтика путешествия для меня заключается в поездах.
Ну а уж доехать от Лондона до Бейрута на автобусе сродни подвигу. Я тяжело переношу поездки в этом виде транспорта и точно не рискнул бы ехать на такое расстояние с англичанами.
Как-то так выглядели автобусные остановки в тогда совсем молодой стране Израиль.
А это уже туристы добрались до Иордании. Удивительно читать сейчас названия всех этих стран. То есть они существуют, они рядом, но в последние два года мира очень сильно изменился в плане туристических поездок. И подобное путешествие попросту теперь невозможно.
Англичане отдыхают в Ираке. Довольно смело отдыхают, надо сказать. Хотя может быть, для 60-х годов это и было нормально.
Остановились где-то в провинции. И глядя на этот снимок понимаешь, что люди там и тогда жили небогато. Хотя нефть-то там была и тогда.
Забавно, что до сих пор находятся люди путающие Ирак и Иран. Но уж точно вот эти туристы не перепутали бы эти страны. Вот как раз снимки из Ирана, куда они перебрались после Ирака.
Подростки с любопытством рассматривают представителей другой культуры. Впрочем, англичане-то не были совсем чужими в тех краях, они в своё время помогали развиваться региону и если я ничего не путаю, даже строили там железные дороги в начале века.
Глядя на все эти фотографии понимаю, что с удовольствием прочитал бы книгу о тех событиях. Фильм по понятным причинам снять не вышло бы. Не было в ту пору ещё камер в свободном доступе, как не было и телефонов. Это сегодня любой школьник может снимать что-то сутками, а тогда мир был другим.
Понтонная переправа. Колоритно смотрится, но иронично, что и в 21 веке такое можно найти, в том числе и в России.
Любопытно можно ли встретить сейчас точно таких же кочевников в Иране? Понятное дело, что уклад там у некоторых граждан не менялся уже на протяжении столетия, но с другой стороны Иран не получится назвать какой-то отсталой страной. Там хватает и инженеров и людей с высшим образованием.
Предпоследняя страна в маршруте европейцев это Пакистан. Но именно оттуда почему-то фотографий почти и не выложено. Словно её проскочили очень быстро, хотя там ведь есть на что посмотреть.
Ну а вот и конечная цель визита. Афганистан. Кадр сделан где-то под Кандагаром. Обратите внимание, кстати, на дорогу. Весьма неплохая.
Окраины Кандагара. Судя по канистре автобус заправляется. Вот встречались мне фотографии, что, мол, Афганистан когда-то был совсем другой страной. Однако одно дело снимки из посольства и совсем другое дело фотографии простых людей.
По-моему Афганистан, что в 60-е годы, что сегодня очень даже схож. Ну, разве что появились и там сотовые телефоны.
Как-то так выглядел Кабул в 60-е годы прошлого века. И если вам встречались снимки современного города, то не думаю, что вы там видели много отличий. Это очень консервативная страна не спешащая прогибаться под изменчивый мир.
Колоритно, да. И может быть как турист я и хотел бы там оказаться, но жить при таком укладе, точно нет. Слишком уж другая культура.
К сожалению, обратный маршрут туристы не фиксировали, и все путевые заметки заканчиваются в Кабуле. Словно обратно они возвращались уже по воздуху.
И вполне возможно, что так и было. Преодолевать по второму разу тот же маршрут может быть и интересно, но наверняка тяжело. Этим же снимком окончу подборку.
Сейчас такое путешествие невозможно представить по ряду объективных причин, но ещё в 60-е годы английские туристы катались через половину земного шара в поисках впечатлений. Нам же на память достались вот такие замечательные фотографии.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.