Найти тему

Мост в знания или для чего мы учимся?

Тема школьной мотивации сейчас остра как никогда. Начало учебного года, осень, закончились длительные каникулы... Кто-то пришел в школу впервые, кому-то уже знакомы школьные стены, но всем детям и подросткам, а тем более, и родителям близок вопрос: "А зачем мне идти в школу?"

Вопрос логичен и прост, но не все могут найти на него ответ, особенно в то время, когда нагрузка на мозг детей значительно увеличивается.

В этой статье постараюсь осветить эту темы с той точки зрения, как я это делаю на уроках со своими первоклашками.

Для предыстории скажу, что каждый год в рамках курса внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса у меня есть тема "Для чего я хожу в школу?". Тема хорошая, можно услышать очень много интересных установок, с которыми родители чаще всего отправляют ребенка на учебу.

Установка 1. Самое распространенное (и достаточно верное) - "чтобы получать знания". Хорошая установка, но часто заканчивается именно получением знаний, т.е. что с ними делать дальше дети уже затрудняются. Развиваем цепочку и получаем ответ - "Чтобы считать деньги, чтобы нас не обманули в магазине, транспорте, такси и т.п.... " Т.е. опять, все заканчивается навыками счета, чтения, письма.

Улучшаем установку - "получаем знания для того, чтобы нам было комфортнее жить" и приводим примеры:

- правильно переходить дорогу

- общаться с ребятами (если мы будем невнятно и неясно говорить, нас никто не будет понимать)

- правильно выбирать друзей

- не испортить вещи и приборы в доме

Т.е. школа не должна быть для школы в понимании ребенка, потому что это замкнутый круг, из которого, как кажется детям, не выбраться....

P.s. в подобных беседах взрослые часто забывают, что опыт детей еще очень мал и надо быть несколько приземленней...

Установка 2. "Чтобы в будущем получить хорошую работу, профессию, зарабатывать много денег и т.п."

Вариант неплохой, но опять же, для детей он очень отсроченный. Когда это еще будет? Через 5 лет? 10? 20 лет? К этому времени вся ценность процесса познания улетучится. Ребенок поймет, что до этого еще ооочень долго и он успеет наверстать, дочитать, дописать и т.д.

В этот момент мы и переходим к вопросу, о том, что же мы получаем в самом процессе обучения и чем процесс познания так для нас важен.

Вспоминаем про нашу голову, а точнее, про наш мозг!

Что такое мозг и для чего он нам нужен?

Как сказал один ученик: "Мозг - это коробка, в которую мы складываем наши знания!". Хорошая попытка! Но тогда бы получалось, что она всегда одинаковая и в ней нет какой-то определенной системы.

Мозг - это огромный механизм, который растет вместе с нами!

В мозге есть клетки - нейроны, каждый из которых находится на своем месте. Чтобы наши знания нам помогали в жизни, нейроны должны подружиться друг с другом и перекинуть мостик (связь) от одного к другому. Чем больше связей, чем больше у нас появляется "умелок"!

-2

Старые мосты, если их часто использовать, с возрастом и познанием заменяются другими, новыми, крепкими.

Если же человек не будет получать новые знания и не будет их применять, нейроны не будут "дружить", строить мосты, и со временем погибнут.

Поэтому, не надо терять время и свои нейроны, потому что восстановить их бывать ОЧЕНЬ сложно.

Можно закрепить эту беседу рисунком, на котором дети будут рисовать клетки, мосты и придумывать свои "умелки-мостики".

Дома с родителями можно дополнять этот рисунок новыми знаниями и умениями.

#мотивация и успех #школьный психолог #обучение детей #дети