Тема школьной мотивации сейчас остра как никогда. Начало учебного года, осень, закончились длительные каникулы... Кто-то пришел в школу впервые, кому-то уже знакомы школьные стены, но всем детям и подросткам, а тем более, и родителям близок вопрос: "А зачем мне идти в школу?"
Вопрос логичен и прост, но не все могут найти на него ответ, особенно в то время, когда нагрузка на мозг детей значительно увеличивается.
В этой статье постараюсь осветить эту темы с той точки зрения, как я это делаю на уроках со своими первоклашками.
Для предыстории скажу, что каждый год в рамках курса внеурочной деятельности по социальному направлению для 1 класса у меня есть тема "Для чего я хожу в школу?". Тема хорошая, можно услышать очень много интересных установок, с которыми родители чаще всего отправляют ребенка на учебу.
Установка 1. Самое распространенное (и достаточно верное) - "чтобы получать знания". Хорошая установка, но часто заканчивается именно получением знаний, т.е. что с ними делать дальше дети уже затрудняются. Развиваем цепочку и получаем ответ - "Чтобы считать деньги, чтобы нас не обманули в магазине, транспорте, такси и т.п.... " Т.е. опять, все заканчивается навыками счета, чтения, письма.
Улучшаем установку - "получаем знания для того, чтобы нам было комфортнее жить" и приводим примеры:
- правильно переходить дорогу
- общаться с ребятами (если мы будем невнятно и неясно говорить, нас никто не будет понимать)
- правильно выбирать друзей
- не испортить вещи и приборы в доме
Т.е. школа не должна быть для школы в понимании ребенка, потому что это замкнутый круг, из которого, как кажется детям, не выбраться....
P.s. в подобных беседах взрослые часто забывают, что опыт детей еще очень мал и надо быть несколько приземленней...
Установка 2. "Чтобы в будущем получить хорошую работу, профессию, зарабатывать много денег и т.п."
Вариант неплохой, но опять же, для детей он очень отсроченный. Когда это еще будет? Через 5 лет? 10? 20 лет? К этому времени вся ценность процесса познания улетучится. Ребенок поймет, что до этого еще ооочень долго и он успеет наверстать, дочитать, дописать и т.д.
В этот момент мы и переходим к вопросу, о том, что же мы получаем в самом процессе обучения и чем процесс познания так для нас важен.
Вспоминаем про нашу голову, а точнее, про наш мозг!
Что такое мозг и для чего он нам нужен?
Как сказал один ученик: "Мозг - это коробка, в которую мы складываем наши знания!". Хорошая попытка! Но тогда бы получалось, что она всегда одинаковая и в ней нет какой-то определенной системы.
Мозг - это огромный механизм, который растет вместе с нами!
В мозге есть клетки - нейроны, каждый из которых находится на своем месте. Чтобы наши знания нам помогали в жизни, нейроны должны подружиться друг с другом и перекинуть мостик (связь) от одного к другому. Чем больше связей, чем больше у нас появляется "умелок"!
Старые мосты, если их часто использовать, с возрастом и познанием заменяются другими, новыми, крепкими.
Если же человек не будет получать новые знания и не будет их применять, нейроны не будут "дружить", строить мосты, и со временем погибнут.
Поэтому, не надо терять время и свои нейроны, потому что восстановить их бывать ОЧЕНЬ сложно.
Можно закрепить эту беседу рисунком, на котором дети будут рисовать клетки, мосты и придумывать свои "умелки-мостики".
Дома с родителями можно дополнять этот рисунок новыми знаниями и умениями.
#мотивация и успех #школьный психолог #обучение детей #дети