Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас экстримальное сравнение которое только может быть.
Мы возьмем 2 магнитофона ОДНОЙ компании!
Один из аппаратов будет студийный, предназначенный для серьезного профессионального применения. А второй будет от этой же компании, но предназначенный для домашнего или домашне-студийного применения.
Называться они будут Studer A812 и Revox C270.
Оба произведены компанией Штудер. Причем на Ревоксе, в книжке со схемой, на каждой странице значится надпись Studer Revox. Причем написанная фирменным логотипным стилем. С выступающей буквой V.
В то время как на Штудере так же на каждой странице просто надпись обычным жирным шрифтом с указанием названия и номера модели.
1. Studer A812
фото отсюда https://therecorderman.com/en/registratori/A812.php
Выпускался аппарат с 1985го по 1996й год.
Рабочий режим только горизонтальный.
Крутит катушки вплоть до 12 дюймов.
Скорости движения ленты 9, 19 и 38.
Так же можно заказать Турбо версию со скоростями 19, 38 и 76.
Возможны комплектации как для работы с 1/4 дюймовой лентой, так и с 1/2, так и с Дюймовой.
Дорожки на 1/4 могут быть как моно во всю ширину ленты. Так и стерео в 2 дорожки во всю ширину ленты. Так и 2 дорожки во всю ширину ленты.
Чего чего? Это чего сейчас было? Стерео и 2 дорожки в виде 2х разных версий??? Афффтар ты что с дуба рухнул???
Все на самом деле просто. У одного стирающая головка одна и стирает сразу всю ленту. А другого стирающая головка 2х дорожечная.
В стерео версии размагничивается и зазор между дорожками. Но он при этом строго стерео. А в 2х дорожечном это 2 дорожки с независимым управлением. Можно даже включать одну на запись, а другую на воспроизведение.
Есть так же версия с 4х дорожечной головкой 2х канальная, и 4х дорожечная 4х канальная.
На Пол-дюйма возможны версии как на 8 каналов, так и иные варианты с более широкими дорожками.
Ну а на дюймовой он аж 16 каналов может с шириной дорожки как на 4х дорожечной 1/4 дюйма.
В общем можно заказать аппарат на все случаи жизни.
А цифровое управление здесь может и в реальном времени или в оборотах катушки творить такое. Может и туда и сюда мотать, и программироваться в невообразимых последовательностях, и обеспечивать синхропуск после перемотки на запись на другом магнитофоне. Причем настолько точно делает монтажный стык, что его не слышно.
Так мало того здесь еще есть диджейский эффект. Вы крутите только одну катушку в обе стороны. А вторая автоматом подкручивается. Он умеет делать такой контроль. Причем не зависимо от того в начале катушки вы находитесь или в иной ее части. Точность работы подмотки второй катушки значительно выше, чем электро усилитель руля на машине, у которого зимой в снегу на парковке дискретные шаги поворота руля отчетливо ощущаются. Здесь ничего такого нет. Вообще не прощупывается руками дискретность реакций подматывающей катушки при движении в обратную сторону ее соседки.
При этом детонация у него на 19й скорости всего 0.07%.
А частотный диапазон 30 - 18 кГц. Правда по уровню в -2 дб. А в классических измерениях это все 20 - 22 кГц будут.
На 38й скорости все еще лучше, а детонация так и вовсе 0.05%.
На звук здесь не отличить запись от исходиника. Вот вообще никаких изменений.
И реверберации не теряет. При его воспроизведении запись звучит неожиданно насыщенно приятными реверберациями и послезвучиями с массой микрозвуков, которые теряются даже на иных серьезных студийных аппаратах.
2. Revox C 270
фото отсюда https://www.pinterest.ru/pin/774124915397128/
Выпускался с 1988го по 1991й год.
А в этом аппарате отчетливо ощущается конвеерное производство. Здесь уже нет выбора с размахом какую модель заказать. Здесь только 3 версии.
1/4 дюйма на 2 дорожки. 1/4 дюйма на 4 дорожки и 4 канала и 1/2 дюйма на 8 каналов разом.
Причем модели сразу имеют разные инденксы. 270, 274 и 278.
Электроника может так же мотать и туда и сюда и синхропуск. А вот катушки уже крутить нужно обеими руками и четко помнить какую в какую сторону, чтобы лента не провисала. Автоматической диджейской подмотки у второй катушки нет.
Характеристики АЧХ и детонации, как и скоростей такие же как у Штудера.
На звук здесь не сильно, но все таки ощущается, что и бас более пухлый, и верх более рассыпчатый. Разница с исходником не сильная. Явно делали максимум точности. Но делали это все явно с пафосом под студийную технику, обходясь качественными но типично-домашними решениями. Читаем значительно более упрощенными. При этом наблюдается небольшая потеря ревербераций, послезвучий и микрозвуков. Это приводит к некоторому ощущению пустоватости и статичности звучания. Конечно в сравнении со Штудером. Иные домашние магнитофоны этот Ревокс воспринимает в режиме Тузика с грелкой. Причем даже марки Ревокс. Тот же А77, этот С270 рвет с пол оборота. Но Штурдер А812 рвет этого Ревокса так же с пол оборота.
Хотя пафос тут разогнан до беспредела.
Но об этом чуть ниже.
3. Сравнение схемотехники
Ревокс в плане организации схемы пафосен до безобразия. У него на каждую скорость, и на каждый канал отдельная платка с детальками делающими коррекцию АЧХ.
Т.е. это 3 платки на канал. Каждая размером с половину спичечного коробка.
На платках только пассивные элементы. При этом только RC- цепочки.
Но вы себе представьте сколько их на 8-ми дорожечном варианте. А еще умножте на 2. Ведь на запись еще такая же батарея.
Это ж 48 платочек.
Сама схема Усилителя Воспроизведения при этом особого впечатления не вызывает.
На входе с головки стоит транзистор. Причем мощностью аж в 0.5 Ватта. Зачем он там такой не понятно. Видимо у него есть какие-то особые формы поведения сигнала в сравнении с привычным 3102 или его импортным аналогом.
Но сразу следом за ним стоит Операционный Усилитель.
Дальше следует твердотельное реле коммутации сигнала с головки или на сквозной канал. Дальше еще один ОУ. За ним твердотельная коммутация модулей АЧХ. Дальше еще один ОУ. Дальше 2 симметрично-инверсных ОУ делающих балансный выход.
При этом все проблемы в работе токового выхода, а на балансном выходе ведь и входное сопротивление усилителя ниже, а значит и ток выше. Так вот все это лежит на совести схемотехники ОУ, со всеми проблемами нагрева кристалла микросхемы, дестабилизирующего и входные каскады на ней.
Штудер в этом плане сделан куда как хитрее.
Здесь сигнал с головки встречает особый малошумящий маломощный ОУ.
Далее следуют 2 компаратора управляющие полевыми транзисторами, заведующими цепями коррекции АЧХ.
А вот дальше все самое интересное.
Дальше следует еще один ОУ, А вот за ним токовая разгрузка микросхемы. ОУ остается в микротоковом режиме. Он не греется. Кристалл его стабилен.
А вот выход организован в Классе АБ на Диф-Каскаднном усилителе тока по схеме включения транзисторов с общей базой. Причем транзисторы в комплиментарной связке.
Так мало того, это дело задублировано симметрично-инверсным вторым ОУ с таким же 4х тразисторным выходом.
А вот дальше неожиданный сюрприз. Называется трансформатор. А уже вторичная обмотка его является балансным выходом.
Здесь фишка в том, что выходные транзисторы находятся в полу-ламповом режиме. Они пребывают в микротоке, но при этом разогнаны по амплитуде. Примерно так же работает и лампа. Правда в силу специфичных требований к напряжению с которым она работает. Но здесь сохранен этот режим пониженного тока в цепи.
В данной схеме это повышает линейность работы выходных каскадов, еще более разгружая их по температурному режиму.
Ну а трансформатор хоть и вносит искажения, но делает это значительно меньше, чем его обычно малюют.
Как итог имеем схему прецизионного уровня точности. С весьма неожиданными решениями. Я конечно был морально готов это все в этой схеме увидеть. Но мурашки все равно побежали.
Вот так и должны выглядеть схемы высокой верности копии с катушки на катушку. На этом аппарате копию от оригинала на слух и не отличить.
*********************************************************************
Такая вот история.
Спасибо, что дочитали!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье.