В предыдущей статье « От чего зависит успешность обучения в школе» я уже говорила о важности развития произвольной программы, в частности умения подчинять свое « хочу» слову « надо» и умения слушать и слышать взрослого. Значение этой составляющей настолько велико, что я решила посвятить данной проблеме отдельную публикацию.
Что стоит за понятием « произвольная программа»
Прежде всего, давайте разберемся, что стоит за понятием «произвольная программа». Не останавливаясь глубоко на теоретических аспектах данной проблемы, отмечу, что именно произвольная регуляция является одной из базовых составляющих психического развития, которая отвечает за организацию процесса деятельности, ориентировку в задании, составление алгоритма его выполнения, контроль и оценку правильности сделанного. Не удивительно, что высокий уровень произвольной регуляции является главным и наиболее существенным условием овладения учебной деятельностью. В то время как недостаточный уровень сформированности произвольности негативно отражается на учебном процессе, приводит к множеству проблем в обучении и поведении.
Система произвольной регуляции, как и любая иная система, строится по уровневому принципу:
1 уровень - уровень произвольности психических процессов, в частности, развития произвольного внимания и произвольной памяти (видеть и слышать то, на что обращают внимание взрослые, сознательно учить стихи, песни)
2 уровень - уровень произвольности действий и деятельности (умение следовать инструкции и управлять собой в соответствии с требованиями взрослого)
3 уровень - высший уровень произвольности - уровень саморегуляции (умение самостоятельно управлять своим поведением и эмоциями).
Результаты исследования произвольности детей с нормой развития и детей с задержкой психического развития говорят о том, что нарушения первого уровня у детей с нормой развития встречаются редко, однако, нарушения второго и тем более третьего уровня, к сожалению, встречаются довольно часто. Но особенно часто проблемы произвольности встречаются у детей с задержкой психического развития ( 20% - низкий уровень произвольного внимания и 80% низкий и ниже среднего уровень развития саморегуляции, в то время как в группе с нормой развития детей преобладает средний уровень саморегуляции третьего уровня). В обобщенном виде можно сказать о том, что у детей с задержкой психического развития страдают все уровни произвольности, начиная с произвольности внимания и кончая возможностями саморегуляции, которая, по существу, не сформирована.
Не удивительно, что многим детям, и в особенности детям с ЗПР, присуща эмоциональная неустойчивость, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, импульсивность и повышенная возбудимость, легкость смены настроений и личная незрелость в целом.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что произвольная регуляция детей, особенно детей с ЗПР недостаточна и требует интенсивного формирования.
К сожалению, именно эта составляющая за последнее десятилетие имеет явно выраженную тенденцию не к развитию а к снижению, во всем мире наблюдается так называемая «эрозия внимания», увеличивается число гиперактивных детей… Все чаще в подобных случаях прибегают к помощи медикаментов: так в Соединенных Штатах почти 5% всех учеников получают препарат, стимулирующий внимание — риталин.
В чем корень проблемы несформированной произвольности
Возникает резонный вопрос: почему так резко увеличилось количество детей с низким уровнем развития произвольности? На мой взгляд, к одному и тому же результату приводят, как всегда, крайние формы проявления одного и того же процесса. С одной стороны, наша жизнь становится все комфортнее, все меньше требует напряжения и преодоления, все чаще среди родителей встречается гиперопека и желание «подстелить соломку» своему ребенку. Очень многие родители, особенно родители детей с ЗПР, попадают в так называемый «порочный круг». Ребенок с чем-то не справляется – родители контролируют каждый шаг, либо делают что-то сами вместо того, чтобы помочь ребенку освоить что-то новое – ребенок остается на прежнем уровне, не умея справиться с задачей - соответственно, родители вынуждены его контролировать, так как ребенок не умеет это делать сам…
Расплатой за блага цивилизации и гиперопеку является инфантильность развития и низкий уровень произвольности
С другой стороны, увеличивается количество детей, которые растут « как трава». Им никто не ставит ограничивающие рамки, никто не устанавливает правила, никто не пытается чему-то научить… Как следствие, у этих детей также не сформирована произвольная регуляция.
Второй момент, на который мне хотелось бы обратить внимание, говоря о развитии произвольности, является резко сократившаяся двигательная активность. Традиционная педагогика долго полагала, что обучение и спорт нужно четко разделять. Однако, последние исследования головного мозга показали существование тесной связи между телом и духом, между телом и мозгом.
Сегодня известно, что мозжечок, управляющий координацией движений, также выполняет функцию распределения познавательной активности. Именно мозжечок, составляющий десятую часть объема мозга, концентрирует в себе свыше 50% всех нервных клеток. (свыше 40 миллионов нервных окончаний, что в 14 раз больше, чем в центре зрения). Существует множество работ, которые подчеркивают тесную связь между функционированием мозжечка и памятью, пространственным восприятием, речевыми способностями, направлением внимания, эмоциями. Таким образом, та часть мозга, которая отвечает за движения, одновременно играет решающую роль в обучении…
А что мы можем сказать о движении детей за последние 2 десятилетия? Его стало катастрофически мало.. Наши дети сидят за компьютером, планшетом , телевизором и практически не играют в подвижные игры с правилами.
А ведь именно управление своим телом является первым основополагающим этапом в развитии произвольности. Кроме того, необходимость соблюдать правила , предусмотренные в подвижных играх, создают дополнительные возможности для развития произвольности.
Говоря о развитии произвольности в школе, мы обычно имеем ввиду комплекс различных упражнений на развитие произвольного внимания. Но у многих детей проблемы несформированности произвольности лежат глубже, на уровне управления телом. Поэтому я предлагаю вашему вниманию комплекс игровых упражнений, направленных на развитие произвольности через тело. Данный вид игровых упражнений воздействует на развитие всех уровней произвольности: управление телом, произвольное внимание, умение подчиняться требованиям и соблюдать правила. И , кроме этого, снимает внутреннее напряжение и развивает коммуникативные навыки ( а это уже саморегуляция).
Возможно, кто то из вас встречался с той или иной игрой частично видоизмененной или под другим названием. Гарантированно могу сказать, что все они имеют серьезное научное обоснование поскольку принадлежат Клаусу Фопелю, известнейшему во всем мире детскому психологу и психотерапевту.
Уверена, что данные игры будут интересны не только вашему ребенку, но и доставят радость и удовольствие взрослым. Более того, их с успехом можно использовать во взрослой компании.
Игры на развитие произвольной программы
Гипнотические руки ( зеркало)
Встаньте друг напротив друга. Расставьте согнутые в локтях руки на высоте плеч ладонями вперед так, чтобы ваши ладони располагались как можно ближе, но не касались друг друга. Определитесь, кто из вас ведущий. Ведущий делает какие-то движения руками, его партнер должен как можно точнее повторять за ним его движения — как в зеркале. (Через одну-две минуты участники меняются ролями.)
Комментарии: несмотря на кажущуюся простоту, упражнение требует высокой степени концентрации произвольного внимания и сконцентрированности друг на друге.
Поймай руку
Встаньте друг напротив друга. Один из вас будет «ловцом». Он расставляет руки и держит их на уровне бедер, на расстоянии около 25 сантиметров друг от друга. Кисти его рук образуют открытую ловушку. Задача второго — провести свою руку между руками партнера, не касаясь этой ловушки, так как она в любой момент может захлопнуться. Если «ловец» поймает руку партнера, то они меняются ролями, Пойманной считается рука, до которой дотронется «ловец».
Комментарии : Эта игра интересна как для детей, так и для взрослых. Азарт «охоты» молниеносно будит внимание и заставляет немедленно сконцентрироваться. Атмосфера игры быстро снимает невротизированность, усталость и плохое настроение, восстанавливается умственная и телесная работоспособность.
Письма на руке
Встаньте друг напротив друга. Один из вас закрывает глаза и протягивает вперед правую руку ладонью вверх. Его «зрячий» партнер должен будет писать на этой руке печатные буквы. «Слепой» игрок должен попытаться расшифровать и назвать эти буквы. Прежде чем вы напишете новую букву, старую букву нужно «стереть» с руки . Вы можете начать с распространенных букв, а потом перейти к более редким. (30-60 секунд)
Когда «слепой» научится читать с руки, задачу можно усложнить: Напишите на спине короткое слово. И не забудьте — прежде чем написать новое слово, вы должны «стереть» старое. (1 минута)
Комментарии. Перед «слепым » партнером встает непростая , но интересная задача — превращать тактильное раздражение в визуальную информацию. Кроме того, эта деятельность активизирует важнейшие участки мозга и превосходно настраивает на напряженный, требующий концентрации внимания, процесс обучения
Какое это число?
Встаньте так, чтобы около вас было свободное пространство. Закройте глаза. На минуту почувствуйте все ваше тело, спину держим абсолютно прямо. Сделайте несколько круговых движений левым плечом вперед, затем правым в обратную сторону. Мягко и расслабленно уроните голову, чтобы подбородок почти касался груди.
Теперь вы готовы выполнять весьма необычную работу. Напишите головой в воздухе цифры от 0 до 9. Двигайте только головой и держите верхнюю часть туловища совершенно неподвижно.
Теперь откройте глаза и встаньте парами друг за другом. Передний напишет в воздухе головой какую-нибудь цифру, а задний должен ее «прочитать» и назвать партнеру. Поменяйтесь местами — и снова пишите головой в воздухе цифры и пытайтесь расшифровать эти невидимые образы.
Комментарии: Это упражнение, прежде всего, помогает расслабить шейную и затылочную мускулатуру и , кроме того, способствует высокому уровню концентрации внимания, поскольку кинестетическая информация должна составить целостный образ .
Ирландская дуэль
Встаньть друг напротив друга так, чтобы около вас было достаточно свободного пространства, и вы могли бы во время игры двигаться друг вокруг друга. Положите левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу, Эта ладонь — ваше уязвимое место, ваша Ахиллесова пята.( левши кладут правую)
Правую руку вытяните указательным пальцем вперед — это будет ваш ирландский меч. Ваша задача — дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть ваше «уязвимое место». Во время этой дуэли вы не имеете право удерживать партнера. Так как ирландцы — очень мирный народ, то дуэль будет длиться всего одну минуту.
Комментарии : Эта игра всегда вызывает большое воодушевление, но часто она слишком возбуждает участников. Поэтому время «битвы» должно быть ограниченным. Интенсивная двигательная активность снимает нервное напряжение и усталость.
Играйте на здоровье, радость и развитие своих детей. Надеюсь, что эти игры станут регулярными и любимыми.
А еще одну порцию игр вы получите в следующей публикации.
Буду благодарна за отклик на статью