📅 Звуковой Календарь 25/10/2021
Сегодня исполняется 95 лет со дня рождения Галины Вишневской — советской оперной певицы с мировой известностью. Ее жизненный путь был сложным: детство без родителей, война, блокада, путь к вершинам музыкальной карьеры, отъезд с мужем за границу и возвращение. Родилась она в 1926 г. и носила отцовскую фамилию Иванова. Родители вскоре разошлись, и девочку с младенчества воспитывала бабушка. Галина запомнила, что слушала цыганские песни, которые пела ее мать, и что сама в детстве, имея от природы сильный, поставленный голос, пела перед гостями.
Детство Галины прошло в Кронштадте. С ранних лет она обладала решительным, даже упертым характером, благодаря которому через многое прошла и столь многого в жизни достигла:
«Если же ставила перед собой цель — то шла напролом, отстаивая свою правду, свое право, и тут уж действительно — “хоть кол на голове теши”».
В школе Галина участвовала во всех концертах самодеятельности, поэтому получила кличку «Галька-артистка». С оперой познакомилась уже в десятилетнем возрасте, послушав подаренные матерью пластинки оперы Чайковского «Евгений Онегин». Именно с этой оперы начнется и ею же закончится профессиональная карьера будущей певицы.
В войну Галина оказалась в зоне блокады. Когда в 1942 г. умерла бабушка, она осталась совсем одна. Спасли ее женщины из специальной комиссии, которые весной искали выживших по кронштадтским квартирам. Галину зачислили в отряд местной противовоздушной обороны. Участники отряда дежурили на вышках и помогали гражданскому населению. Работа была тяжелой, но Галина находила силы по вечерам петь в джазовом оркестре морской воинской части, располагавшейся по соседству, выступала на кораблях, в землянках, в фортах вокруг города.
Уже тогда Галина была уверена, что станет артисткой. В 1943 г. после прорыва блокады она вернулась в Ленинград, работала в Выборгском доме культуры помощницей осветителя сцены, училась в музыкальной школе. Свою известную фамилию она получила в 1944 г., когда вышла замуж за моряка Георгия Вишневского, но брак этот продержался всего два месяца.
В 1944 году Вишневская вместе с подругой поступила в Ленинградский областной театр оперетты. Поначалу она пела в хоре и гастролировала с театром по воинским частям Ленинградской области. Но однажды вызвалась заменить заболевшую актрису на амплуа субреток и сыграла настолько хорошо, что стала постоянной солисткой:
«Конечно, этот театр не сделал меня певицей, зато он сделал меня профессиональной актрисой. За четыре года я сыграла там сотни спектаклей, приобрела сценическую свободу, научилась танцевать, научилась подчинять своей воле каждое движение своего тела — я овладела сценической пластикой».
В 1948 году Вишневская ушла из театра, чтобы освободиться от растущих репертуарных ограничений, и начала концертировать с эстрадной программой. В эстрадном направлении она тогда и решила развиваться, не помышляя об опере. Но в 1952 г., случайно увидев объявление, Вишневская пришла на прослушивание в стажерскую группу Большого театра. Пройдя все его этапы, она была принята и стала солисткой. Решающую роль в своем становлении на оперном пути Вишневская отводит Вере Николаевне Гариной — учительнице пения, которая в течение последних лет развивала ее вокальный дар и в кратчайшие сроки подготовила к прослушиванию.
Первыми ролями Вишневской в Большом театре были Татьяна в опере «Евгений Онегин» и Леонора в «Фиделио». Работа над ними велась под руководством режиссера Бориса Покровского, который, по словам Вишневской, перевернул ее представления об оперном театре, и с которым она потом «создала все свои роли». Всего же на сцене Большого Театра Вишневская сыграла порядка 30 ролей.
В 1955 г. Галина Вишневская познакомилась со знаменитым виолончелистом и дирижером Мстиславом Ростроповичем и уже через четыре дня вышла за него замуж. В этом браке родились две дочери — Ольга и Елена.
В 1959 году состоялись первые гастроли Вишневской в США с Государственным симфоническим оркестром. В последующие годы она гастролировала в Лондоне, в Милане. Певица получила колоссальное признание. Для нее писали вокальные произведения такие композиторы, как Борис Чайковский, Кшиштоф Пендерецкий и Дмитрий Шостакович, с которым она близко дружила.
В 1968 г. Ростропович познакомился с Александром Солженицыным и с тех пор вместе с женой поддерживал его. С 1969 г. и до своего отъезда за рубеж Солженицын по приглашению Ростроповича жил на их семейной даче. После того, как Мстислав Леопольдович написал открытое письмо в его защиту, его лишили возможности выступать в Советском Союзе и за границей. Вишневская могла выступать и гастролировать, но ее имя не упоминалось в газетах и на афишах. В 1974 г. семья получила разрешение уехать за границу в «творческую командировку», которая фактически приравнивалась к отъезду навсегда. Через несколько лет Ростроповича и Вишневскую лишили советского гражданства. Они жили в США, во Франции, Великобритании. Вишневская работала в крупнейших театрах мира до 1982 г., когда закончила оперную карьеру серией спектаклей «Евгений Онегин», поставленных в Гранд-опера в Париже.
В 1990 г. Вишневской и Ростроповичу вернули гражданство, и они вернулись в Россию. Здесь Вишневская снималась в кино, играла на сцене МХАТа им. Чехова. В 2002 г. был основан Центр Оперного Пения Галины Вишневской, в котором профессиональные певцы обучаются оперному пению. В центре проходят концерты и оперные постановки, проходит Международный конкурс оперных артистов. Свою жизнь до отъезда из СССР она описала в автобиографии, которая была издана за рубежом, а затем и в России.
Вашему вниманию две записи с голосом Галины Павловны Вишневской. Первая - Ария из Бразильской бахианы №5. Перезапись 1973 г. Вторая - Ария Виолетты из оперы «Травиата» Джузеппе Верди. Запись 1963 г. Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/25-10-2021
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.