📅 Звуковой Календарь 09/10/2021
Сегодня мы вспоминаем замечательного актера Евгения Евстигнеева, хорошо известного по киноролям профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце», директора пионерлагеря в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», подпольного миллионера Корейко в «Золотом теленке», Плейшнера в «Семнадцати мгновениях весны» и другим. Выдающаяся кинокарьера Евстигнеева сопровождала карьеру театральную.
Путь Евгения Александровича в актерство необычен. Он родился в Горьком (ныне Нижний Новгород) в рабочей семье, учился в дизелестроительном техникуме, работал электромонтером, затем слесарем. Еще участвовал в самодеятельности и играл в джазовом ансамбле на ударных, умел играть на гитаре и на рояле. Однажды в кинотеатр, в котором перед сеансом выступал джазовый оркестр, пришел Виталий Лебский — режиссер Горьковского театрального училища. Его внимание привлек артистичный Евстигнеев, вытворявший с барабанными палочками нечто невообразимое и заслонявший своей артистичной фигурой остальных музыкантов. Лебский познакомился с ним и предложил прийти на прослушивание.
Без экзаменов и даже без подготовленного репертуара Евстигнеева приняли в училище. И уже первые его студенческие работы поражали однокурсников «профессиональностью, законченностью, зрелостью», выгодно отличаясь от их «первых школярских опытов». Окончив училище в 1951 году, он хотел поступить в Горьковский ТЮЗ, но получил отказ, потому что выглядел слишком взросло для детских ролей. Тогда он уехал во Владимир и поступил в областной театр драмы. Там играл роли Меркуцио в спектакле «Ромео и Джульетта», Почтмейстера Шпекина в «Ревизоре», Главаря анархистов в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского и другие.
Во Владимире Евстигнеев, много и активно игравший (по пять-шесть премьер в сезон!), стал любимцем публики. Но в 1954 году решился на новый поворот — поступил в московскую Школу-студию МХАТ и из актеров вернулся в студенты. С ним учились будущие выдающиеся актеры Олег Басилашвили, Михаил Козаков, Виктор Сергачев, Татьяна Доронина. В студенческую среду МХАТа Евстигнеев поначалу вписывался с трудом, но все-таки смог соединиться «со строгой и академичной манерой», присущей этой театральной школе. С 1957 года он играл в труппе Олега Ефремова в знаменитом «Современнике» в значимых ролях: отец принцессы Генриетты в спектакле «Голый король», Чернышев в «Декабристах», Александр II в «Народовольцах», особенно удавшаяся роль Сатина в «На дне».
С театральными успехами пришли и первые роли в кино. В 1957 году состоялся кинодебют Евстигнеева в фильме «Поединок». Но первую по-настоящему звездную роль он сыграл в 1964 г. в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». С тех пор Евстигнеев снялся в более чем ста фильмах, и в качестве киноактера известен, может быть, даже больше, чем в качестве актера театрального:
«Когда меня спрашивают, кем я себя считаю: актером театра или кино, я отвечаю — конечно, театра. В театре я родился, в театре сформировался. Но сниматься в кино люблю и считаю, что для театрального актера это необходимо. Расширяет кругозор, узнаешь многих интереснейших людей. Кроме того, сам вид искусства имеет иную специфику. Нет зала, только камера. В театре зритель тебя стимулирует, он живой, он дышит, откликается. В кино этого нет. Что делать? И приходится организовывать зал себе самому».
В 1970 году Евстигнеев ушел во МХАТ вслед за Ефремовым. Он тосковал «по “Современнику”, по любимым ролям, которые уже не сыграешь». Во МХАТе, который считался образцовым театром, поначалу приходилось играть в официозных пьесах современных драматургов, и «перепады репертуара» ощущались тяжело, не хватало «единой театральной веры». Но играл Евстигнеев и в классических постановках по Чехову, Островскому. На сцене МХАТа до 1990 г. он сыграл порядка 18 ролей.
Изучая фильмографию и список театральных ролей Евстигнеева, можно поразиться его живости и работоспособности. В 1976 году, помимо этой работы, он занялся преподаванием в школе-студии МХАТ. И до самых последних дней по мере сил был сосредоточен на работе в кино и театре.
Так Евгений Александрович говорил о себе:
«Я прежде всего любопытный. И хотя всех людей любить невозможно, интереса к ним художник терять никогда не должен. Это первая моя заповедь.
Мне не нравятся ложь, фарисейство, лизоблюдство, не приемлю хамство, кликушество. Восстаю против дурного вкуса во всем: в политике, экономике, культуре. Обеспокоен тем, что мы стали слишком похожими друг на друга – нет своеобразия мыслей, оригинальных точек зрения. Произошло усреднение личности, как будто какой то невидимый каток прошелся по людям и подровнял их».
Сам же Евгений Евстигнеев всегда оставался удивительной, многогранной личностью, и его талант мы по-прежнему можем оценить, посмотрев фильмы и записи спектаклей с его участием.
Предлагаем послушать фрагмент спектакля по пьесе М. Горького «На дне» — монолог Сатина. В роли Сатина Е. А. Евстигнеев, Барон — А. В. Мягков. Перезапись 1976 г. доступна для прослушивания на нашем сайте:
🔈 http://ргафд.рф/callendar/09-10-2021
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.