Найти в Дзене
На перекладных.

Панегирик в честь князя Владимира Андреевича Серпуховского, теневого героя Куликовской битвы, в 6 частях.

Оглавление

1. 1380 год. 21 сентября. Лес около Куликовского поля.

Здесь, в лесу, на горе стоит Засадный полк, под командованием князя, Владимира Андреевича Серпуховского и его боевого соратника воеводы Дмитрия Михайловича Боброка - Волынского. В центре русских порядков - Большой полк, под командованием окольничего Тимофея Вильяминова, перед ним во время сражения встанет сторожевой полк князей Симеона Оболенского и Иоанна Тарусского. На правом фланге - полк под командованием литовского князя Андрея Ольгердовича, на левом - полк князей Василия Ярославского и Феодора Моложского.

Великий князь Владимирский и князь московский Дмитрий Иванович, первым решившийся бросить вызов Орде и, тем самым, вызвавший огонь на себя, - среди воинов Большого полка. Он поменялся доспехами и одеждой со своим воеводой и готовится сражаться простым воином в рядах своей дружины. Его стараниями для отражения идущего на Русь Мамая собрано значительное войско. Но сейчас ответственность за исход боя лежит на Владимире Серпуховском, наблюдающем за исходом битвы из засады. Его решение о вводе в дело Засадного полка в самый тяжелый момент и переломит характер боя, заставив войско Мамая обратится в бегство.

За свое участие в Куликовской битве он получит два добавления к имени - Храбрый (Хоробрый) и Донской. Но последнее "отберет" двоюродный брат Дмитрий - Великий московский князь. Именно его имя прочно свяжется с победой в Куликовской битве.

Князь Владимир Андреевич Серуховской.
Князь Владимир Андреевич Серуховской.

2. Москва. Детство. Чума. Митрополит Алексий.

Они воспитывались вместе - внуки легендарного Ивана Калиты. Оба были младшими в своих семьях. Обрушившаяся на Европу чума не обошла стороной и Русь. Отец Владимира умер, так и не увидев своего младшего наследника. Чуть позже умирают старший брат Иван , дядя, отец Дмитрия и его старшие братья - Иван и Симеон. Они остаются вдвоем - старшему Дмитрию - 9, Владимиру - 6. Рядом с ними мудрый и опытный митрополит Алексий, крестник Ивана Калиты, понимающий, что этих двух мальчиков нужно хранить как зеницу ока ради удержания наметившегося единения княжеств вокруг Москвы.

3. Переяславль. Галич. Суздаль. Воспитание воина.

"Хранить как зеницу ока" в понимании Алексия на значит держать в тепличных условиях. Владимир в 1362 году (ему 8 лет) отправляется в настоящий боевой поход через Переяславль на Галич. Смотреть, впитывать основы военного дела, привыкать преодолевать трудности похода. И с младых ногтей Алексий приучает его к мысли, что он не второй, а всегда младший по отношению к Дмитрию. Только помощник, верный вассал. Это закрепляется и особым "рядом" - договором. Во избежание опасной междоусобицы.

В 1364 - новое испытание для юного Владимира - участие в походе на князя Дмитрия, суздальско-нижегородского, осмелившегося оспаривать ярлык на великое княжение у московского князя. Здесь все закончилось миром и более того - свадьбой великого князя Владимирского Дмитрия Ивановича и дочери князя Дмитрия Константиновича.

В 1968 году снова война. На этот раз с Тверью, в последний раз пытавшейся вернуть себе ярлык на великое княжение. Твери помогает Ольгерд Гедеминович, великий князь Литовский и Русский и ... будущий свекор Владимира. Юные князья, Дмитрий и Владимир, отсиживаются в новеньком белокаменном московском кремле. В деле, в числе прочих, Серпуховской полк из наследственного удела Владимира. Ольгерд уходит, ему не удалось взять Москву.

4. Серпухов - центр собственного удела.

Серпуховской удел во владение князя Владимира Андреевича входил по завещанию дядя Ивана Красного . Владимира считают основателем самого города Серпухов. Именно по его почину в 1374 году на месте обширного села Серпуховское возведена деревянная дубовая крепость. Здесь же, в добавление к уже имеющемуся Владычину, был заложен новый монастырь. В выборе места для него князю помогал Сергий Радонежский. Монастырь получил название Высоцкого, так как находился рядом с с одноименным селом, он был посвящен Богородице.

Серпухов находился под неусыпным вниманием князя, но стены своих палат в крепости приказал расписать видами Москвы. И перебрался в Серпухов Владимир только в 1389 году да и то не надолго.

6. Смирил гордыню?

После Куликовской битвы случилось много знаковых событий в жизни братьев. Русь, несмотря на победу, еще вынуждена платить дань. В качестве заложника, согласно обычной практике, в Орду отправился сын Дмитрия Ивановича - Василий. В 1388 году он бежал из добровольного плена. Боясь отцовского гнева оказался в Литве, в гостях у литовского князя Витовта, который вскоре согласился на брак с ним своей дочери Софьи. Имея в союзниках такого могущественного князя, Василий заставил считаться с собой. В 1389 тяжело заболел Дмитрий. Предчувствуя скорый конец, он составляет завещание, где назначает своим приемником и наследником не брата, а сына Василия. В нарушение лествичного права, обеспечивающего передачу власти от брата к брату. То есть, в обход прав Владимира Андреевича.

И впервые князь Владимир взбунтуется и "розмирится" с братом. Позже они помирятся, но Дмитрий умрет, не поменяв своего решения, а наследник отберет у непокорного Владимира Серпуховского отписанные тому отцом уделы. Каково было Владимиру, опытному, талантливому, верой и правдой служившему династии принять главенство Василия?

И все-таки здравый смысл и чувство долга возобладают. Он смирит гордыню и примет новые правила, получив взамен отобранных новые волости. И снова станет верным "молодшим братом".

5. "Не щадя живота своего".

Военная наука явно пошла Владимиру на пользу. Он удачливый полководец. Это показала и Куликовская битва, и другие сражения с его участием.

Еще в 1379 г. Владимир Андреевич со своим соратником Дмитрием Михайловичем Боброком - Волынским отправились на помощь своему шурина полоцкому князю Андрею Ольгердовичу. Им удалось взять Трубчевск, Стародуб и ряд других волостей великого княжества Литовского и Русского.

Не менее значимым, но гораздо менее известным в истории станет для Руси год 1382. Теперь сюда идет не "безродный" Мамай, а законный предводитель Золотой Орды, Чингизид Тохтамыш. Практически все князья северо-восточной Руси уходят в тень, признают власть Тохтамыша. Тот идет на Москву, великий князь Дмитрий Иванович с семьей бежит из города. Тохтамыш сжигает Москву. Ему навстречу выдвигается князь Владимир Серпуховской, чуть ли не единственный, не побоявшийся встретиться с ханом на поле боя. Под Волоколамском русские разбили передовой отряд татар. Тохтамыш повернул назад, в Степь.

В 1393 князь Владимир Андреевич в Торжке Новгородской области, понуждает выплатить назначенную по суду дань Москве.

Год 1395. Князь ведет московские полки навстречу Тамерлану. Но на этот раз "пронесло", Тамерлан ограничился небольшими пограничными стычками.

А в 1408 году пришла новая беда. На Москву двинулся золотоордынский темник Едигей. Теперь уже Василий с семьей покидает Москву, отправляясь в Кострому и оставляя Владимира Серпуховского оборонять город. Эдигей сжег посады, но Москву не взял.

7. Финишная прямая. Москва. Архангельский собор.

Владимир на 21 год переживет старшего брата. Последние годы жизни проведет в Москве. Здесь он имел двор в Кремле, резиденцию на "Трех горах" (в районе современной Трехгорки), ему принадлежало село Кудрино (площадь Восстания) и другие села, мельницы, сельскохозяйственные угодья (Ленинградский проспект, площадь "Никитские ворота").

Похоронен же он будет рядом с "старейшим" братом, вечным другом-соперником в Кремле, в Архангельском соборе. Надгробная надпись окажется очень справедливой. К эпитету Храбрый там добавится "прозвание "Донской.

И не менее справедливой будет оценка его жизненного пути историком 19 века Карамзиным:

Сей знаменитый внук Калитин… преставился с доброю славою князя мужественного, любившего пользу отечества более власти. Он первый отказался от древних прав семейственного старейшинства и был из князей российских первым дядею, служившим племяннику. Кратковременные ссоры его с Донским и Василием происходили не от желания присвоить себе великокняжеский сан, а только от смут боярских. Сия великодушная жертва возвысила в Владимире пред судилищем потомства достоинство героя, который счастливым ударом решил судьбу битвы Куликовской, а может быть России.