Как только наступают первые холода, каждый водитель начинает задумываться о зимней «обуви» своей машины. На первый взгляд задача кажется простой: пошел в автосалон и приобрел подходящую резину. Тем более, выбор огромный. Но именно поэтому все не так просто. В нашей статье мы расскажем, как не ошибиться с выбором, купить по-настоящему качественную резину.
Каковы отличия зимних покрышек от летних?
Первый ответ, который приходит в голову – узором, нанесенным на протектор. И это правильно. Ведь для поездок зимой необходимо большее сцепление с поверхностью, особенно в гололед. Но это еще не все. Очень важен химический состав самой резины.
Многие помнят некачественную китайскую обувь, которую продавали на рынках в девяностые. На морозе кожзам трескался, а подошва сразу же «замерзала», превращаясь в настоящие коньки. Ходить зимой в такой обувке было сущим наказанием, да к тому же, опасно для здоровья. То же происходит и с резиной, используемой в летних шинах. Она просто не рассчитана на низкие температуры.
В начале шестидесятых годов двадцатого века был разработан специальный состав для зимних покрышек. Доля каучука в них выше. А кроме того, добавляются различные смягчающие вещества, повышающие морозоустойчивость и эластичность изделия: масла, смолы.
Готовь сани летом
Возникает вопрос, когда же рациональнее всего переходить на зимнюю резину. Все зависит от климата, в котором вы проживаете, и погоды. Никаких узаконенных дат для этого нет. В принципе, если вы и посреди зимы в гололед выедете на летних шинах, никто вас за это не оштрафует. Другое дело, если попадете в аварию. А она, практически, неизбежна при таких условиях. И если одной из причин ДТП будет несоответствие типа шин климату (увеличенный тормозной путь, плохая сцепка с дорогой), то это усугубит ответственность.
Любой опытный водитель знает, что сигналом для «переобувания» автомобиля служит падение температуры ниже плюс пяти-семи градусов. Такие погодные изменения, как правило, случаются уже в середине октября в центре, на севере России в сентябре. Но приобретать зимнюю «обувь» лучше загодя, ведь в сезон цены выше. К тому же, летом часто устраивают распродажи на несезонные товары, действует система скидок, которые могут быть весьма значительными. А кроме того, на душе будет спокойнее, если в гараже уже стоят зимние шины. Вы будете знать, что в любой момент, как только наступят холода, сможете «переобуть» свою «ласточку».
Какие бывают виды зимних покрышек?
Существует два основных вида зимних шин:
· фрикционные.
· шипованные;
На каждом остановимся подробно чуть ниже. Но, кроме рисунка, шины отличаются друг от друга еще и целым рядом параметров, например, химическим составом материала, из которого изготовлены.
Вообще, зимняя шина – довольно сложное устройство. Она состоит из нескольких элементов. Прежде всего, это протектор. Его производят из каучука с различными добавками – органического и неорганического происхождения. Протектор качественной шины должен быть износоустойчив и не «замерзать» при низких температурах. Протектор соединяется базой. Она отвечает за снижение сопротивления и предохраняет автомобиль от резких толчков на неровной дороге.
Стальной корд служит каркасом, на который «надета» покрышка. Благодаря ему повышается устойчивость при езде и поворотах.
Между стальным кордом и резиной помещается текстильная прокладка. Ее функция состоит в том, чтобы оказывать сопротивление избыточному давлению при работе.
Каучуковый каркас расположен по бортам и служит для ее защиты. А крыльевая лента, впаянная в покрышку по краям, обеспечивает плавность хода.
Итак, любая зимняя шина состоит из следующих основных элементов:
· протектора;
· корда;
· текстильной прокладки;
· каркаса;
· крыльевой ленты.
И от качества каждого из них будет зависеть надежность изделия в целом. Но какой вид зимней резины выбрать, зависит от местности, в которой вы проживаете и совершаете поездки.
Шипы – для гололеда
Многие автовладельцы останавливают свой выбор именно на этом виде покрышек. Им кажется, что шипы надежно защищают от всех негативных явлений в зимней поездке. Главным образом – от скольжения. В чем-то они действительно правы. Если ездить по обледенелым дорогам, то лучшей резины и желать невозможно.
Но если вы живете на юге страны, где подобные явления случаются редко, то «шипы» выбирать не стоит. Впрочем, и в центре России в последние годы зимы стали значительно мягче. Бывает, что до декабря постоянный снежный покров не устанавливается. Покрытие дорог остается голым. А по асфальту ездить на шипах крайне неудобно. Во-первых, сцепление крайне мало, во-вторых, никакой свободы маневрирования. Кроме того, «шипы» оказывают разрушающее воздействие на дорожное покрытие.
Но если вы все же решили покупать именно шипованный шины, знайте, что их сначала нужно обкатать. Первые тысячу километров на «шипах» нельзя развивать высокую скорость и делать резкое торможение.
И все же «шипы». За и против
Из преимуществ можно назвать следующие:
· отличное сцепление на обледенелых и заснеженных трассах;
· коротких тормозной путь на обледенелой дороге.
Очевидные минусы:
· не подходит для голого и мокрого асфальта – тормозной путь удлиняется, сокращается износоустойчивость;
· на рыхлой заснеженной поверхности или в болотистой местности «шипы» увязнут;
· производят больше шума;
· разрушают асфальт;
· увеличивают расход бензина.
Зимние шины без шипов
Какой класс выбрать?
Нешипованные скаты делятся на два класса:
· европейский;
· скандинавский.
Первый подходит для влажного, теплого климата. Например, Калининградской области, где дороги почти всю зиму остаются мокрыми. Шины устроены таким образом, чтобы происходило идеальное сцепление с влажным дорожным полотном. Достигается это за счет множества водоотводных каналов на протекторах.
Второй, скандинавский, класс словно специально предназначен для трасс средней полосы России. Рисунок протекторов соответствует условиям наилучшего сцепления с заснеженной или покрытой льдом дорогой: геометрические фигуры, отстоящие друг от друга на определенной расстоянии.
Из преимуществ нешипованных шин можно назвать следующие:
· прекрасно подходят для сухого и мокрого дорожного полотна;
· не портятся при высокой температуре, то есть, их можно использовать и летом;
· производят меньше шума;
· не разрушают асфальт.
К недостаткам можно отнести лишь один фактор: не годятся для обледенелых и заснеженных дорог.
Зачем наносят метки на шины?
Приобретая новые шины, каждый автомобилист замечает нанесенные на них цветные метки: точки, треугольники, круги и так далее. Что же они означают и для чего наносятся.
Цветные кружки на боковине скаты наносятся для балансировки при установке. Например, желтый треугольник или точка наносится на самую легкую часть – располагается напротив буквы L на диске. Красный треугольник (или точка) нанесена на самую жесткую часть. Соответственно, совмещается с L напротив ниппеля. Автолюбителям, впрочем, следует ориентироваться только на желтые знаки. Красные предназначены для установки шин в заводских условиях.
Белая метка говорит о том, что резина прошла контроль и полностью соответствует стандартам.
Разноцветные линии указывают на модель покрышки. Они наносятся непосредственно на окружность шины. Таким образом, по степени стертости можно определить, была ли обкатка машины.
Таким образом, цветные знаки на покрышках имеют большое значение. Если их нет, можно задуматься о происхождении резины – в каком подвале она «производилась».
Антиблокировочная система и шины
Антиблокировочную систему, или АБС, устанавливают для того, чтобы предотвратить блокировку колес при торможении. Она необходима для повышения управляемости автомобилем, особенно в случаях экстренного торможения или на скользкой, обледенелой дороге. Даже водителю с огромным опытом в некоторых случаях бывает трудно быстро затормозить. В то же время новичок, у которого в автомобиле установлена АБС может сделать это легко и быстро.
Как работает эта система? Блок управления считывает скорость автомобиля. При торможении колесо замедляет скорость быстрее, чем прочие системы машины. Антиблокировочная система, контролирует скорости и «посылает» сигнал. В результате, колесо снижает скорость медленнее, в соответствии с автомобилем. Происходит это за счет понижения, затем повышения давления.
Но при наличии АБС могут возникнуть и проблемы. Главная – повышается уровень опасности для водителя и пассажиров, едущих в нем. АБС способна предотвратить ДТП со смертельным исходом для пешехода, за счет уменьшения тормозного пути. Но риск для того, кто находится в машине, возрастает. Правда, некоторые исследователи считают, что такая ситуация происходит не от «вредности» АБС, а от неумелости водителя. Он просто не научен правильно использовать «электронный ошейник», начинает нервничать, съезжает в кювет и, таким образом погибает сам и несет опасность для своих пассажиров.
Другая проблема – соответствие типа шин и наличие антиблокировочной системы. АБС подходит для шин с продольной нарезкой рисунка. При поперечной происходит обратный эффект. Поэтому с полным правом сказать, что АБС – идеальный выход, нельзя. Иногда лучше озаботиться качеством шин. Мы подробно рассмотрим наиболее популярные марки. А дальше вы сами решите, необходима ли в вашем автомобиле использование антиблокировочной системы.
ТОП марок зимних шин
Первое место в нашем списке занимают шины Michelin X-Ice North. За счет чего эта марка получает такое преимущество? Прежде всего из-за материала. В состав резины входят вещества, которые способствуют умягчению шины. Кроме того, поперечный рисунок позволяет обеспечить нормальный тормозной путь.
Вторую позицию получают шины Goodyear Ultra Grip. Обладают прекрасными тормозными качествами. Позволяют автолюбителю ощутить мгновение блокировки колес. Применяя прерывистое нажатие на тормоз, он может сам «распределить» давление, предотвратить несоответствие уменьшения скорости колес и автомобиля. Система АБС при этих шинах не обязательна.
На третью строчку вышла резина отечественного производителя Amtel Nordmaster. Наша автопромышленность может по праву гордиться таким достижением. Наиболее подходит для российских автомобилистов, чьи машины не оснащены АБС. Видимо, конструкторы учли, что эта система в нашей стране не получит такой популярности, как за рубежом, и создали свои шины с учетом русского менталитета.
Четвертое место досталось шинам Continental ContiWinterViking . Они отлично проявили себя при торможении юзом. Но у этих покрышек обнаруживается существенный недостаток – при блокировке почти невозможно применять прерывистое давление на педаль тормоза. Значит, если вы собираетесь выбрать данную марку, не забудьте оснастить автомобиль системой АБС. Это как раз тот случай, когда шины и антиблокировочная система сосуществуют в полной гармонии.
Завершает список резина Continental ContiWinterViking. Это не идеальный вариант для простого россиянина, не привыкшего перегружать свой автомобиль новомодными гаджетами. Потому что без АБС эти шины проигрывают всем предыдушим в топе. Зато с электронным руководителем они почти идеальны.
Впрочем, каждая, из перечисленных выше, марок хороша по-своему. На какой остановить свой выбор, автомобилист решает сам, исходя из предпочтений и условий жизни. На вкус и цвет, как говорится, товарищей нет.
Можно ли экономить на зимних шинах?
В условиях затянувшегося экономического кризиса, не признанного официально, но от того не менее сурового, многие автолюбители желали бы по возможности сократить расходы на обслуживание своего транспортного средства. Но главное, не перестараться в этом, в общем, благом намерении, чтобы экономия не вышла боком.
Способы экономии
Первое, что приходит в голову, — это не тратить деньги вообще. То есть, не покупать зимнюю резину, обходиться летней. Но этот вариант – верный способ самоубийства. Если вам жизнь не дорога, можете остановиться на нем. Всем остальным такое решение проблемы не подходит.
Второй способ – использовать шины б/у. Купить старую, поношенную «обувку». Но и этот вариант отнесем к недобросовестным предложениям. Резина может выглядеть «нулевой», но, если она изношена процентов на пятьдесят, использовать ее просто опасно. Приобретая покрышки б/у по дешевой цене, вы ничего не сэкономите. Уже на следующий год придется снова совершать покупку. Тут, как говорятся, мы не столь богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи.
Лучший способ экономии - приобретать качественный товар в переод отсутствия повышенного спроса на него. То есть, зимние летом, летние зимой!
Всесезонные покрышки – миф для экономов
Еще один популярный вариант экономии – использование всесезонной резины. Некоторые производители активно ее рекламируют. Но дело в том, что подобной резины не существует. Это фикция, миф. Во всяком случае, для российского климата. Другое дело, в европейских странах, где практически не бывает морозов, а снежные заносы случаются редко.
И не две, а все четыре
Оригинальный и чисто национальный способ экономии – купить лишь часть зимних покрышек. Например, на два колеса, а остальные два оставить «не переобутыми». Но и он никуда не годится. Такие разномастно одетые колеса не только не в состоянии предотвратить аварии, но могут ее спровоцировать. Тормозить, имея в своем арсенале шипованные и летние шины попросту опасно для жизни.
Кстати, это еще и наказуемо. По этому поводу вспомнился подходящий закон. В статье12.5 закона об административных нарушениях сказано, что за использование одновременно шипованной и нешипованной резины налагается штраф.
Подведем итоги. Итак, вот несколько способов неграмотной экономии:
· использовать зимой летнюю резину;
· покрышки б/у;
· всесезонные шины;
· неполный комплект.
Как экономить правильно
И все же, существует ли реальный способ экономии, или это из области досужих разговоров возле гаража между автовладельцами? Можно, если делать это грамотно.
Первый вариант – не упираться рогов в стандарты. В данном случае, размер не имеет такого значения, а цены разные. Конечно, не следует совсем отступать от рекомендаций производителя, но разумные вариации вполне возможны. Стоимость зимней резины напрямую зависит от посадочного диаметра и профиля.
Второй вариант – сэкономить на индексе скорости. Чем он выше, тем резина дороже. А если вы не гонщик и не пользуетесь скоростью выше 15о км/час, то высокий индекс просто не нужен.
Грамотный подход к выбору зимней резины
Какие параметры важны при выборе зимних покрышек?
· производитель;
· рисунок протектора;
· пробег.
Разберемся с каждым отдельно.
Что на чашах весов перевесит
Прежде чем остановить свой выбор на фирме шин, задайтесь вопросом, что для вас важнее: качество или стоимость. Товары известных брендов, таких, как: Nokian, Bridgestone, Pirelli, Gislaved или Michelin обойдутся дороже. Но и качество за свои деньги вы получите отменное. Российские фирмы – более бюджетный вариант. Но тогда смиритесь с тем, что изделие окажется, ну, скажем, не первого сорта.
Рисунок
Тут все зависит исключительно от местности, в которой вы живете. Для суровых условий севера придется выбрать шипованные шины или с более выраженным, «агрессивным» рисунком.
Километры определяют выбор
Если вы постоянно в пути, экономить на резине не стоит. Но для автолюбителей, совершающих короткие поездки время от времени, тратиться сильно не стоит.
#зима #зимние шины #автомобиль