В 2013 году супруги Юлия Амелькина и Илья Фёдоров вместе со знакомыми начали привозить овощи и фрукты на Урал. Сначала закупали продукты за границей, затем переключились на работу с российскими сельхозпредприятиями и за несколько лет вышли на федеральный уровень. Теперь «А-Фреш» поставляет товар «Пятёрочке» и другим крупным ретейлерам.
«8 лет назад муж возглавлял региональный офис западной компании. Друзья, знавшие об управленческих способностях Ильи, предложили развивать на Урале продажу овощей и фруктов из Испании», –вспоминает Юлия. У Ильи на тот момент был большой опыт в управлении и продажах, и супруги решили попробовать - и вместе со знакомыми открыли совместный бизнес. Начали с поставок в челябинские магазины инжирного персика - парагвайо».
Необычный фрукт раскупали мгновенно, но из-за санкций 2014 года ввоз испанской продукции остановили. Бросать только что начатый бизнес не хотелось, поэтому супруги нашли поставщиков в Сербии и других странах, на которые санкции не распространялись. Чтобы наладить бизнес-процессы, Илья на несколько месяцев уехал в Сербию, а Юлия осталась дома с грудным ребёнком — и за это время зарегистрировала собственную компанию «А-Фреш». Но в остальном всё пошло не по плану.
«Мы заказали несколько машин яблок с оплатой в евро. Пока машины ехали в Россию, курс валюты вырос в два раза — так мы потеряли почти всё, что у нас было на тот момент», — рассказывает Илья.
Чтобы снизить риски, Илья и Юлия отказались от работы с зарубежными производителями — и переключились на Россию. Они стали искать как производителей овощей и фруктов, так и клиентов — торговые сети в разных регионах. На профильной выставке World Food в Москве супруги договорились о сотрудничестве с представителем торговой сети из Татарстана: он как раз хотел добавить в ассортимент экзотические фрукты и ягоды.
Отгрузку пробной партии сделали уже через пару дней — это была первая поставка через собственную компанию «А-Фреш». Клиенту всё понравилось, а супруги с лихвой окупили вложенные 30 000 рублей и вышли в плюс. Тогда они заключили с торговой сетью договор на регулярные поставки. Вдохновившись успехом, предприниматели окончательно решили стать трейдерами — посредниками между сельхозпредприятиями и ретейлерами.
Изучив рынок, Илья и Юлия поняли, что производители овощей и фруктов нуждаются в посреднике, так как сети предъявляют высокие требования к условиям работы — начиная от качества товара и заканчивая документооборотом и логистикой. Нащупав эту «боль», супруги начали предлагать сельхозпредприятиям партнёрство — и заключили сразу несколько договоров на поставку местных овощей и фруктов из разных регионов (например, фруктов из Краснодарского края). Теперь производители поставляют продукцию компании «А-Фреш», а та занимается бюрократическими вопросами и продаёт товар магазинам с наценкой.
«Чтобы продавать фрукты и овощи, необязательно самому их выращивать — важно найти хорошего поставщика и выстроить работу с клиентом, учитывая все факторы рынка», — объясняет Илья.
30 000 ₽ начальные инвестиции в проект «А-Фреш»
≈ 40 тонн фруктов и овощей компания ежедневно поставляет в торговые сети
Но подписать партнёрский договор — ещё не значит заработать. «Многое в нашем деле зависит от эффективно выстроенных процессов и готовности быть на связи 24/7. Когда работаешь со скоропортящейся продукцией, все процессы должны быть максимально чёткими и быстрыми. Не зря этот рынок называют рынком свежести», — говорит Юлия. Например, был случай, когда машина с томатами и огурцами на 20 тонн задержалась в пути, и за это время овощи потеряли товарный вид.
«Чтобы предоставить клиентам продукцию нужного качества, я всю ночь провела в холодной фуре и вместе с рабочими перебирала овощи, — рассказывает Юлия Амелькина.
Как уральские поставщики начали работать с X5 Retail Group
Освоившись на рынке, в 2017 году супруги решили выходить на крупные торговые сети. Первой стала одна из сетей X5 Retail Group: «Мы узнали, что они хотят добавить в ассортимент московских магазинов китайские яблоки сорта “фуджи”, которыми мы как раз торговали, — и предложили ретейлеру сотрудничество», — рассказывает Илья. Так супруги начали работать с крупными федеральными сетями. В первый год такого сотрудничества оборот «А-Фреш» составил 352 млн рублей — втрое больше, чем годом раньше.
Чтобы держать марку перед сетями, семья начала перестраивать бизнес под их стандарты качества. Например, в «А-Фреш» научились укладываться в жёсткие сроки доставки и начали обучать сотрудников продажам. «Каждый менеджер проходит обучение, прежде чем общаться с сетью магазинов, закупающей у нас товар», — говорит Илья.
352 млн ₽ оборот «А-Фреш» в 2019 году
4,3 млн ₽ чистая прибыль
Источник: данные «А-Фреш»
Компания постоянно меняет ассортимент, исходя из предпочтений клиентов. «Например, сейчас мы поставляем сетям сезонные фрукты и овощи, так как за последний год тех, кто предпочитает продукты премиум-сегмента, стало значительно меньше», — рассказывает Амелькина.
Планы на будущее: выращивать фрукты и овощи самостоятельно
Хотя в 2020 году объём продаж сократился на 30%, супруги продолжают развивать бизнес. «Мы участвуем в организации сельскохозяйственных кооперативов на Урале и планируем сами производить фрукты и овощи», — делится Илья. Выращивая товар самостоятельно, «А-Фреш» выйдет на новый уровень: превратится из посредника в предприятие полного цикла — и сможет не зависеть от урожайности у поставщиков.