Слишком сентиментальные сюжеты или слишком реалистичные? Про картины Гюго Мерле говорили и то, и другое.
⠀
Одна из известных его работ – "Покинутые". Мы видим молодую, красивую, но очень печальную и заплаканную женщину, на руках у которой малыш. Щеки его румяны, одежда чистая, а сам он вполне упитан. Тогда почему его мама сидит на полу старого сарая и от кого она прячется? Что означает название картины?
⠀
Покинутые здесь – это оставленная на произвол судьбы женщина с ребёнком, вероятнее всего рождённым вне брака. Сегодня кажется, что так не бывает, но 19-й век был суров к матерям-одиночкам. Позор для родителей, если вдруг их незамужняя дочь оказалась беременна. Её выгоняли из дома, лишая семьи, поддержки и денег. В каких условиях она жила до родов и после них, уже с ребенком на руках, страшно представить. Улица или грязные каморки и углы – это всё, что уготовлено той, которая поверила мужчине, забеременела и была брошена им. Это реалии того времени, и Мерле изобразил их довольно точно.
⠀
Так что же в картине сентиментального? Слева на заднем плане мы видим свадьбу, которой не было и не будет у героини картины. И молодая женщина понимает это. Вся мировая печаль застыла у неё на лице. Она проживет тяжелую и, возможно, короткую жизнь в скитаниях. Что она сможет дать малышу? Гюго Мерле виртуозно изобразил настроение и атмосферу вокруг матери и ребёнка на полотне, смог передать весь ужас ситуации для героини.
⠀
А если жених с той свадьбы – это и есть покинувший женщину отец её ребёнка? Тогда трагизм сюжета вырастает кратно, и нам открывается вся неприглядная изнанка жизни этой несчастной. Эмоции бушуют в нас: жалость, сострадание, обида. Мы понимаем, как несправедлива бывает жизнь.
⠀
Мастер чего же тогда Гюго Мерле: реализма или сентиментализма?
⠀
Его картины выставлялись в Парижском салоне, а сегодня они представлены в крупных галереях разных стран. Мерле заслуженно занимает своё мест