Данная статья была опубликована в сборнике научной конференции «Эволюция Российского Права» 2017 года под моим именем. На сегодняшний день в неё внесены поправки в соответствии со временем (добавлены актуальные примеры).
Современная политика государств разнообразна и индивидуальна. Однако правильно ли будет утверждать, что принципы и доктрины, на которых базируется политика современных государств, являются новыми, не известными до этого времени? История и политология смело утверждают, что нет.
Одним из ярких примеров базиса для политики является Доктрина Двух Мечей, или, как ещё её называют, Теория Двух Мечей. Трудно с ходу ответить, что есть такое "Теория Двух Мечей": одни смело утверждают, что это ничто иное, как одна из многочисленных теорий происхождения государства. Другие утверждают, что Теория Двух Мечей - это одна из версий становления государственной власти. Так или иначе, но на этот вопрос сложно дать однозначный ответ.
Теория Двух Мечей базируется на учениях Папы Римского Геласия I, который утверждал в своём учении "О двух властях", что в любом государстве существуют два меча власти: священная власть духовенства (меч духовной власти) и мирская власть государей (меч светской власти). Данная концепция проводит идею о том, что власть Папы Римского верховна по отношению к светской власти государя. Следуя этой теории, мы можем утверждать, что вмешательство светского правителя в церковные дела недопустимо, в то время, как церковной власти вмешиваться в светскую власть дозволительно. Более того: Теория Двух Мечей допускает концентрацию светской и духовной власти в руках Папства.
Данная теория не была статичной, и она получила своё развитие в XI-XII вв. во время борьбы имперской и папской властями за верховенство. Эволюция этой теории хорошо прослеживается в наброске программы Григория VII. Данный документ утверждал исключительность Римской Церкви и положение в ней папы. Согласно «Dictatus papae», только Римская Церковь была основана Самим Господом (1), наиболее важные дела др. Церквей должны представляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо еще (20-21); никто не может судить папу (19); только Римский епископ может называться вселенским (universalis) (22); ни один Собор не может быть созван без папской санкции (16); только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора (3, 4); папа вправе низлагать императоров (12) и обладает исключительным правом использования имперских инсигний (8), его ступню должны целовать все государи мира (9); папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему в грех (27).
На первый взгляд, данная теория устарела, так как превалирующее количество государств в мире являются светскими, однако в мире остались ещё исключения (пример: Ватикан, где формой правления является теократическая монархия).
Данную концепцию можно истрактовать иначе. Проявление этой теории может быть неформальным. Ярким примером неформального проявления данной доктрины является США. Юридически это государство является светским с республиканской формой правления, однако даже в государстве с подобным строем есть два меча власти. Общеизвестен тот факт, что США пропагандирует свои ценности не только в рамках государства, но и за его пределами. Ценности, если их перекладывать на парадигму доктрины, - меч духовный. Активное вмешательство во внутреннюю политику государств - так называемый физический меч или меч государственной власти. Яркими примерами вмешательства могут послужить следующие события, происшедшие в XXI веке:
1) 2001 год, Афганистан. В ответ на террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне США начинают Войну в Афганистане (с 2001), которая официально завершилась в 2014 году. С 2015-го действия постепенно возобновляются.
2) 2003 год, Ирак. Иракская война, в которой участвует также ряд американских союзников. После свержения режима Саддама Хусейна начинается многолетняя оккупация, характеризованная высоким уровнем насилия в стране, которое стоило жизни, по разным данным, до 655 тысячам иракцев. Бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд считает, что вторжение США и их союзника Великобритании в 2003 году в Ирак способствовало дестабилизации ситуации в стране и привело к возникновению военной группировки ИГИЛ.
3) 2004 год, Гаити. После свержения президента Аристида США посылают войска на Гаити.
4) 2004-2010 года, Сомали. Воздушные удары США по исламистам, активная поддержка правительственных сил Сомали в гражданской войне.
5) 2011 год, Ливия. Воздушные удары и ракетный обстрел страны в рамках интервенции в Ливии. Итогом явилось свержение и убийство главы государства Муаммара Каддафи.
6) 2015 год, Йемен. Ракетные удары США по позициям йеменских повстанцев - хуситов и активная поддержка интервенции Саудовской Аравии и её союзников в Йемене.
Также, если брать за пример внутреннюю политику данного государства, то можно заметить, насколько сильно влияние религии на закон: одна только клятва на Библии при даче показаний в суде может сказать многое по поводу того, насколько «подчинён» Меч Светской Власти Мечу Духовному.
Ценности, пропагандируемые США, вероятно, не являются противоречащими здравому смыслу, однако пути, которыми они достигаются явно противоречат гуманизму. Так или иначе, но именно политику этого государства можно считать базирующейся на Доктрине Двух Мечей.
Также может быть и иная трактовка данной доктрины в политике США, а именно косвенное воздействие на слабые страны для уничтожения, по идее США, общего врага. Военный эксперт, руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем Александр Жилин утверждает в своём интервью, что США, под предлогом свержения общего врага Российской Федерации усиливает своё военное присутствие на границах России в своих странах-сателлитах в Восточной Европе и Прибалтике. В данном случае, идея свержения общего противника в лице Российской Федерации - меч духовной власти, а воздействие на страны-сателлиты - меч физический, меч мирской власти государя.
Аналогичным примером может служить и Исламское Государство. Будучи государством, основанным на цели распространения религии, именно в нём можно проследить действие Теории Двух Мечей. Сама исламская религия, её суть, её ценности - это меч духовной власти. Террористические акты, будоражащие общественность последние года, - это меч физический. В XXI веке было совершено множество террористических актов, ответственность за которые взяло непосредственно сам Исламское Государство. Наиболее яркие примеры действия меча светской власти Исламского Государства:
1) 31 октября 2010 года — захват заложников в кафедральном соборе Багдада, принадлежащем Сирийской католической церкви: погибли 58 человек.
2) Группировка, сотрудничающая с Исламским государством, взяла на себя ответственность за крушение российского самолёта на Синайском полуострове 31 октября 2015 года.
3) 13 ноября 2015 года в Париже (Франция) произошла серия терактов, в том числе захват заложников в театре Батаклан. В ходе терактов погибло 130 человек, более 350 ранены; убиты или взорвались 8 террористов. Группировка ИГИЛ заявила на своем веб-сайте об ответственности за преступление.
4) 7 января 2015 года был совершён теракт в Париже, Франции в редакции сатирического еженедельника "Charlie Hebdo", в результате которого 12 человека убито и 11 человек ранено.
5) 22 марта 2016 террористы устроили серию терактов в Брюсселе. Погибло 34 человека и более 230 ранено.
Ситуация с Исламских Государством схожа с Крестовый походами и с самим крестоносским движением, которое существовало в XI веке: официально целью крестоносцев было распространение христианской религии и освобождение гроба Господня. Целью Исламского Государства на сегодняшний день является распространение исламской религии.
На данном же этапе времени стоит рассматривать как показательный пример политику Талибана.
Так или иначе, но данную теорию нельзя расценивать как что-то тривиальное и изжившее себя. Она находит реализацию в той или иной мере в современной политике многих государств. Данная теория на сегодняшний день является статичной, однако нельзя сказать, что она бесполезна и не нужна. Данная доктрина активно используется как в прямом её толковании (признание теологической монархии в Ватикане), так и в косвенном ("навязанные" духовные ценности одними государствами другим).