Всем привет, уважаемые читатели блога AFlife.ru! Профессия сценариста самая незаметная в кино, обычно зрители хорошо знают режиссеров, актеров, даже композиторов и исполнителей саунд-треков. Однако те люди, которые собственно придумывают захватывающие истории и создают персонажей, часто оказываются за кадром, а иногда и вне титров. Хотя именно они создают идеи и дают материалы для работы всем остальным участникам процесса, и без качественного сценария не было бы ни одного фильма. И не совсем понятно, как становятся сценаристами: кто эти люди, создающие целые миры в своем воображении, где учатся этой профессии, да и можно ли этому научиться?
Содержание
Кто такой сценарист, что он делает?
Сценарист – это человек, автор, придумывающий различные истории, идеи, разрабатывает концепции для фильмов, клипов, игр и др. Этот специалист пишет сценарии, в которых подробно описывает речь и поведение персонажей. Именно сценарий становится основой для любых съемок. Чтобы стать сценаристом, недостаточно уметь просто хорошо писать: работа писателя сильно отличается от того, что делает сценарист. Для успешной работы необходимо знать законы драматургии и построения сюжета, понимать, как устроена киноиндустрия. А также важно уметь вносить правки в сценарий с учетом мнения других людей, работающих над картиной: продюсера, редактора, режиссера, реже – актеров.
Сценарист должен до малейших деталей представлять, что будет происходить на экране, какими будут персонажи, и уметь это максимально четко описывать действиями и диалогами. Конечно, режиссер что-то добавит или убавит, в соответствии со своим видением, но это обычно детали, основа, сюжет, остается неизменным.
Сценаристы могут не только писать сценарии к фильмам, сериалам, театральным постановкам, но и заниматься другими делами, например, хорошим опытом считается работа над произведением в качестве режиссера или его помощника, тогда специалист понимает, как слова с бумаги превращаются в действие на экране. В будущем это помогает писать более четкие сценарии, понимать, что лишнее, а что – нет. Реже авторы идей становятся продюсерами или актерами.
Также сценаристы разрабатывают сюжеты для клипов, различных телепередач, шоу, праздников и деловых мероприятий, видеороликов в интернете, квестов или компьютерных игр. Если в голову пришла какая-то интересная история, стоит попробовать превратить ее в сценарий, качественные произведения хорошо оплачиваются. Но самое главное и сложное в этой работе – не только придумать что-то, но и воплотить идею, ведь пока она витает в воздухе, она ничего не стоит. Но, стоит ее оформить на бумаге, как она приобретает ценность, однако необходимо знать, как оформлять сценарии.
Чем занимается сценарист
Круг профессиональных обязанностей сценаристов зависит от того, какие задачи перед ним ставит работодатель. Конечно, основная задача – писать сценарии к различным продуктам, вносить в них правки, чтобы попасть в формат. Также сценарист может продумывать концепцию кино или шоу, согласовывать её с директором или заказчиком.
Иногда обязанности разбиваются, например, над одним проектом могут работать несколько сценаристов: один продумает действие фильма, другой – речь героев. Бывает, что у сценаристов есть и дополнительные функции, например, общение с журналистами или создание сюжетов промороликов к основному продукту.
История профессии
Само искусство кинематографа довольно молодое, оно появилось в 19 веке. Тогда экранизировались анекдоты, короткие события из реальной жизни, сказки с простыми сюжетами, использовали те же мотивы, что и художники при создании картин. Тогда фильм длился от нескольких секунд до нескольких минут.
Сценаристика, как отдельное направление, возникла гораздо позже: в начале 20 века кинематографисты устали от примитива, исчерпали простые идеи и до конца осознали всю ширь своего искусства. Тогда они обратились за идеями к книгам, но роман – это не сценарий, в нем не расписано так, как надо, основные реплики и действия (кино в ту пору было немым и требовало особенного подхода). Да и книги зачастую страдают многословием, которое на экран в полной мере не перенесешь. Сначала адаптацией литературных произведений занялись писатели, журналисты. Затем появились люди, которые стали профессионально писать сценарии к фильмам, профессия сценариста сложилась только к 30-м гг. прошлого века. Конечно, развитию профессии во многом поспособствовало само развитие кинематографа, появление звуковых фильмов, развитие техник монтажа и режиссуры.
Сейчас сценаристика – неотъемлемая часть не только кино, но и телевидения, да и любого производства видеоконтента, включая любительские ролики для блогов. В основе каждой ленты есть идея, и есть сюжет. Кинокомпании и телеканалы постоянно ищут талантливых авторов, способных создавать оригинальные идеи, писать захватывающие истории. Для производства телешоу требуются сценаристы, способные работать в строгих рамках, соблюдать требования канала, сроки и попадать в формат. Однако, несмотря на востребованность профессии, стать сценаристом нелегко, пробиться к продюсеру и зрителю очень непросто.
Что нужно знать и уметь сценаристу
Это работа, которая подойдет не каждому. Специалист должен владеть знаниями в различных сферах:
- драматургия: сценарии строятся по своим законам, и их нужно знать и использовать;
- создание сюжета: все произведения состоят из экспозиции, завязки, конфликта, нескольких сюжетных поворотов, кульминации и развязки, их нужно уметь выстраивать в соответствии со своим жанром;
- психология: для каждого произведения придется создавать множество персонажей, и все они должны быть настоящими, с реальными характерами, манерами, образом мышления и пр.;
- история: эти знания понадобятся не только для создания документальных фильмов, но и для биографических (каждая личность существует в определенном историческом контексте), разработки истории персонажей, создания правдоподобной обстановки в художественном фильме, также при работе с историческими данными сценарист учится отбирать факты, критически оценивать информацию, представлять, как события в мире влияют на отдельных людей;
- написание сценариев разных форматов: для короткометражек, сериалов, видеороликов, полнометражных картин, мультфильмов – все они будут отличаться, иметь свои особенности. А еще есть горизонтальные и вертикальные сценарии, пилоты, логлайны и пр.;
- навыки презентации и самопрезентации: свою идею придется представлять и рекламировать, доказывать ее интересность и жизнеспособность, даже гениальность, если считаете свой сценарий таковым. Этот навык пригодится на питчингах. Сейчас каждый специалист должен уметь продавать свои услуги.
Помимо этого к сценаристу предъявляется еще множество требований, например, начитанность, большой объем просмотренных и разобранных фильмов, умение разбирать чужие произведения. Быстро стать сценаристом не получится, для этого мало одного умения писать занимательные истории или только писать грамотно, просмотреть несколько сценариев тоже будет недостаточно, здесь нужна кропотливая работа над собой и над сценарием.
Личные качества
Для успеха в профессии понадобятся такие качества, как:
- усидчивость;
- большая работоспособность;
- дисциплинированность;
- терпение;
- внимательность;
- наблюдательность;
- стрессоустойчивость;
- богатое воображение;
- коммуникабельность;
- критическое мышление.
Развитые коммуникативные навыки нередко становятся краеугольным камнем в работе сценариста. Создание произведения в основном уединенное занятие, но кино – командная работа. Готовый сценарий попадает к продюсеру и режиссеру, которые начинают вносить правки в соответствии со своим видением, необходимо уметь договариваться, обсуждать, принимать чужую точку зрения. Также необходимо уметь объяснять, почему персонажи ведут себя так, а не иначе и объяснять свою позицию корректно и понятно для всех участников процесса.
Нередко из-за правок и переписываний работа над сценарием затягивается на несколько лет. К этому нужно быть готовым и не ждать мгновенного успеха и одобрения.
Зарплата сценариста
Размер заработных плат специалистов сильно разнится по стране, а также в зависимости от рода деятельности. Например, на производстве телешоу и сериалов в Москве обычно стабильные и высокие заработки: от 50 до 300 тыс. руб./месяц. В рекламе предельные оклады вдвое ниже. В регионах сценаристам платят от 20 до 70 тыс. руб., зависит от города и специфики работы.
Готовые сценарии к полнометражным фильмам продаются штучно, стоящие идеи оценивают в несколько миллионов рублей, более простые сценарии стоят гораздо дешевле.
Заграницей заработки выше не только потому, что там дороже оценивают сам сценарий, но и за счет стабильного отчисления авторского гонорара от кассовых сборов и продаж лицензий. Автор получает доход от своего произведения не 1 раз, а на протяжении всего периода активных продаж.
Однако часты случаи, когда люди годами не могут продать свой сценарий, поэтому идти в сценаристику ради денег не стоит: они здесь нелегкие и никто не дает гарантий какого-либо заработка вообще.
Как стать сценаристом?
В сценаристику много путей: кто-то 5 лет получает высшее образование, другие проходят курсы, третьи нигде не учатся, но уделяют много времени и сил именно практической работе и самообразованию, нередко в сценаристику переходят из смежных профессий, например, писатели, журналисты, редакторы. У каждого подхода есть свои положительные и отрицательные стороны, то, что оптимально для одних, неприемлемо для других. Сейчас разберем каждый вариант получения специальности подробно.
Высшее образование
На сценаристов учат в государственных и частных ВУЗах, после прохождения курса выпускник сдает экзамены и получает диплом государственного образца, подтверждающий квалификацию.
Плюсы получения высшего образования:
+ разносторонние базовые знания во всех необходимых областях: история, психология, собственно сценаристика, драматургия;
+ получение диплома, дающего право на трудоустройство сценаристом в любой области: шоу, сериалы, фильмы, игры;
+ создание нескольких разноплановых сценариев под присмотром наставников;
+ быстрая обратная связь как от мастеров, так и от сокурсников;
+ разбор своих работ и одногруппников, возможность учиться не только на своих, но и на чужих ошибках;
+ написание сценария и защита полнометражного фильма;
+ развитие широкого кругозора: программа включает в себя разборы картин, обсуждения литературных произведений, сценариев опытных авторов;
+ указание на недостатки произведения, опыт работы с редактором и корректором;
+ формирование полезных знакомств, быстрое вхождение в профессиональный круг;
+ стажировки в России и за рубежом.
Однако у такого образования есть несколько существенных минусов:
- долгий срок обучения: от 4 до 6 лет понадобится на то, чтобы освоить академический курс;
- высокая стоимость: бюджетных мест очень мало, а год обучения во ВГИКе, например, обойдется в 400-500 тыс.руб.;
- отделения и кафедры, где учатся на сценаристов, есть только в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Иркутск и пр.;
- много теории, которая вряд ли хоть где-то пригодится;
- некоторые преподаватели предпочитают разговаривать со студентами о жизни, рассказывать о своих личных делах, а не вести предмет.
Выучиться на сценариста можно во ВГИКе, МГИКе, СПбГИКтТе и других институтах культуры и кинематографа, где есть специализация «Сценарист». Абитуриенту придется сдавать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти внутренний творческий конкурс. Также абитуриента могут попросить предоставить портфолио, творческие наработки, собрать рецензии. Окончательное решение о зачислении принимается после прохождения собеседования.
Важно на всех этапах показать себя с лучшей стороны. Поэтому начинать готовиться к поступлению нужно заранее, речь идет не только об экзаменах. Необходимо узнать, в чем состоит творческий конкурс, как проходит собеседование. Именно на последнем этапе приемная комиссия оценивает творческие способности, широту кругозора и личные качества будущего студента. Во время обучения нужно с пользой проводить время и «выжимать» из него максимум. Необязательно становиться «ботаником» и учить все подряд, главное – не отмалчиваться на практических занятиях.
Очное обучение имеет 2 огромных плюса, перевешивающих основные минусы: обратную связь от компетентных людей и быстрое вхождение в профессиональный круг.
Обратная связь подразумевает оценку сценария другими людьми. Чтобы она имела цену, разбор должны проводить люди, разбирающиеся в этом вопросе. Оценки мамы, друзей, родственников обычно субъективны и не дают разностороннего представления о работе: ее недостатках, выигрышных моментах, поэтому самоучки часто учатся очень долго и повторяют из раза в раз одни и те же ошибки, их просто никто не замечает и не указывает на них. На занятиях сценарии разбирают профессиональные сценаристы, высказывают мнения сокурсники, т. е. автор за короткое время собирает множество точек зрения и получает достаточно полное представление о своем сценарии, а также понимает, как произведение воспринимают другие люди: обычно трактовка автора и зрителя/читателя сильно отличаются.
Во время обучения некогда лениться: обычно сроки оговорены и в них нужно укладываться. Это приучает к дисциплине, систематической работе, а не только «по вдохновению».
Также во время обучения происходит наработка профессиональных и социальных связей. Студенты оказываются буквально втолкнутыми в ту среду, где им предстоит работать. И важно в этот момент не растеряться, не стушеваться, а, наоборот, попытаться проявить себя. Часто лекции читают известные актеры, режиссеры, драматурги, продюсеры. Нужно с ними активно взаимодействовать (конечно, по делу), чтобы запомниться. Возможно, сценарий студента приглянется кому-нибудь и по нему снимут клип, короткометражку или же предложат работу сразу после выпуска.
Обучение в школе кино
Киношкола – это не ВУЗ в классическом понимании. Это частное учебное заведение, обычно их основатели – режиссеры и драматурги. После окончания курса выдается сертификат, не диплом, но документ позволяет работать по новой профессии. Отличие киношкол в том, что здесь меньший теоретический блок, чем при получении академического образования, основной упор делается на практику: написание сценариев, разбор фильмов и работ других учеников, участие в питчингах, подготовка презентаций для кинокомпаний.
Школа кино в основном имеет те же преимущества, что и академическое образование: формирование профессионального круга, обратная связь, всестороннее системное образование. Несмотря на уменьшенный блок теории, ученики не упускают из виду ничего важного, что имеет практическое значение в профессии.
Есть несколько важных и выгодных отличий:
+ сроки обучения сильно сокращаются: на получение профессии уходит от 1 года до 3 лет;
+ снижаются и расходы: стоимость года обучения колеблется от 150 до 350 тыс. руб., еще и сроки обучения меньше;
+ в основе обучения – практика;
+ в основном молодые и активные преподаватели, работающие в сфере кинематографа;
+ высокие шансы на трудоустройство после обучения: нередко преподаватели среди учеников присматривают себе ребят в команду.
Это идеальный вариант для тех, кто хочет сменить профессию или в более зрелом возрасте осознал, что сценаристика – дело жизни. Или долгое время писал в стол, но решил набраться знаний, отработать ошибки и попробовать выйти к зрителю.
В России все киношколы находятся в Москве, однако у многих есть дистанционные группы. Получить образование можно в разных центрах: Московской школе кино, академии WordShop, киношколах «Культбюро», «Останкино», «Арка» и других. Необходимо изучить требования к поступающим: какие-то учебные заведения принимают всех желающих, другие проводят творческие конкурсы, третьи ограничиваются собеседованием.
Чтобы не прогадать и выбрать хорошую киношколу, ту, которая действительно подготовит к профессии, необходимо обратить внимание на отзывы выпускников, их успешность в кинематографе. Нужно смотреть на результат работы школы.
Не всегда «звездный состав» преподавателей гарантирует успех в работе: не каждый хороший режиссер, сценарист или актер может быть таким же хорошим наставником. Хорошо, если среди преподавателей много специалистов из разных областей: это позволит многое узнать о киноиндустрии из первых рук, даст взгляд изнутри, причем на разных этапах работы.
Можно посетить день открытых дверей, если такой проводится, это даст возможность составить мнение о преподавательском составе, изучить учебный план и типовой договор между школой и учащимся. Нужно поинтересоваться, за кем закрепляются авторские права на произведения учеников, занимается ли школа трудоустройством выпускников, принимает ли участие в их карьере, есть ли какие-то гарантии. Также следует пообщаться с нынешними учениками и выпускниками, чтобы составить максимально полное представление об учебном заведении. Обязательно нужно знать режим учебы, чтобы сопоставить его со своими возможностями: сколько времени дается на подготовку сценария, сколько пар в день будет, придется ли заучивать тонны информации наизусть? Возможно ли совмещение с работой и любой текущей нагрузкой?
Курсы
Краткосрочные курсы длятся от 3 месяцев до 1 года. Нужно понимать, что полноценного вхождения в профессию здесь не будет: за такой срок можно получить только необходимый минимум знаний. Имея надежную базу, можно будет свободно развиваться дальше.
Стоимость курсов колеблется в пределах 50-100 тысяч рублей. Цена зависит от длительности и насыщенности программы.
Прежде чем оплатить их, нужно узнать, что будут изучать на курсах. В программе обязательно должны быть выделены часы на необходимую теорию: драматургия, создание персонажа, построение сюжета, правила оформления сценария. Желательно, чтобы практика составляла не менее 30% от курса и при этом должна быть живая обратная связь от наставника или куратора. Если разбор произведений не предусмотрен, то курс теряет больше половины своей ценности: прочитать учебники можно и самостоятельно.
Следующий момент – график обучения. Нужно выбирать удобный для себя: вечерний, по выходным или дистанционно. Хорошо, если онлайн-занятия будут записываться, и студенты получат доступ к архиву лекций и/или практик.
Необходимо изучить отзывы и посмотреть, добились ли своей цели выпускники этих курсов. Получилось ли устроиться на постоянную работу или просто продать сценарий? Если поют дифирамбы только тому, как организована учеба, то это повод насторожиться, а что после курсов? Есть ли результат?
Хорошие курсы заканчивают с готовым сценарием короткометражки, первой серии сериала, эпизода, а иногда и всего полнометражного фильма. Если в завершении обучения слушателям дают возможность поучаствовать в питчинге, то это замечательный шанс трудоустроиться и вернуть деньги, потраченные на курсы.
Топ-6 курсов для будущих сценаристов
- Профессия Сценарист от SkillBox;
- Сценарное мастерство от Нетологии;
- Как написать сценарий к сериалу от SkillBox;
- Учимся писать сценарий от Udemy;
- Онлайн-курсы режиссуры от международной школы профессий;
- Сценарное мастерство от школы кино и телевидения «Индустрия».
Семинары и мастер-классы
Семинары носят краткосрочный характер: это занятия, посвященные отдельным темам и проблемам в сценаристике. Ведет его опытный наставник, действующий режиссер, продюсер или сценарист. Обычно мастер-класс занимает от 1 до 5 дней, посещение платное, цена зависит от длительности и сложности семинара и именитости ведущего-гуру.
Посещение семинаров онлайн и офлайн не является полноценным путем образования сценариста, это способ быстро прокачать слабые места, расширить кругозор, обсудить актуальные проблемы и узнать их решения. Такие мероприятия помогают обзаводиться полезными знакомствами, повышать мотивацию, получать дополнительные знания, навыки, пробовать новые приемы. Мастер-классы полезны новичкам и давно работающим сценаристам.
Самообучение
Долгий и непростой способ, однако стать сценаристом можно без профильного образования. Вхождение в профессию будет сложным: придется много писать, сотни раз переписывать, учиться находить ошибки и работать над сценарием. Потом еще нужно будет пробиваться и добиваться встреч с продюсерами, участвовать в питчингах и обзаводиться нужными знакомствами. Делать все придется самостоятельно.
Однако для начала необходимо научиться писать сценарии, а для это нужно:
- читать профильную литературу, изучать доступные учебники по сценаристике, драматургии, писательскому мастерству, психологии;
- читать произведения мировой литературы: художественной, научно-популярной, исторической, чтобы расширить кругозор и посмотреть, как используются различные приемы;
- разбирать фильмы, сериалы, учиться находить в них все элементы построения сюжета, использованные приемы, 3-5 фильмов на разбор в неделю – это минимум;
- изучать чужие сценарии, также учиться их разбирать, отмечать удачные места и ошибки;
- сравнивать сценарии и фильмы;
- посещать бесплатные курсы, мастер-классы и семинары, связанные с писательством, драматургией, сценаристикой;
- изучать доступный контент по сценарному мастерству, его много на различных видеохостингах;
- не замыкаться только на своем жанре: смотреть и читать, разбирать разноплановые произведения;
- участвовать в различных мероприятиях, конкурсах, взаимных обсуждениях с другими начинающими сценаристами, в питчингах: это будет способствовать наработке профессионального круга, выходу на продюсеров и режиссеров.
Самое главное – писать. Писать много, упорно, ежедневно, редактировать и переписывать. Понадобится недюжинная работоспособность и усидчивость, чтобы добиться успеха на этом поприще.
Пошаговая инструкция, как стать сценаристом
В сценаристике нет случайных людей, все они проявили упорство и целеустремленность, все они остались потому, что не могут без этого. Есть несколько простых шагов, которые помогут стать профессиональным сценаристом. Однако нужно учесть, что на их прохождение уйдут годы.
Разобрать свои мотивы и определить, действительно ли это призвание
Сначала нужно честно ответить себе на вопрос, зачем вы решили пойти в эту профессию. Это действительно ваше? Если ответ – ради денег или славы, то в профессии делать нечего. Здесь редко встречается первое и совершенно отсутствует второе. Хорошо зарабатывать на сценариях получается у единиц. Но имена сценаристов даже самых известных кинолент неизвестны никому.
Если вы готовы заниматься этим безвозмездно, а, может, уже пишете, но пока в стол, и горите этим делом, не можете без него, то сценаристика – призвание. Если ваш ум устроен так, что он везде замечает интересные истории, необычных персонажей, характерные детали людей, зверей, обстановки, то тоже добро пожаловать.
Начать учиться и не бросить
Выбрать можно любой доступный или интересный вариант получения знаний и опыта и пополнять свою копилку ежедневно.
Писать, писать и еще раз – писать
Не стоит увлекаться исключительно теорией, основой должна быть практика, т. к. сценариста без сценария не существует. Необходимо приучать себя к дисциплине и ежедневному труду, тренироваться и развивать свои навыки. Создание сценариев должно стать обычным ежедневным делом, как любая другая работа. Можно установить себе дневную норму, например, 3 или 5 листов. Это научит не бояться отсутствия идей, пустой страницы, разовьет умение делать работу стабильно и качественно. Особенно важен этот навык для потоковых сценариев: сериалов, серии передач и прочего.
Тренироваться и повышать свое писательское и сценарное мастерство
Есть много различных упражнений, позволяющих «расписаться». Они часто встречаются в учебниках и профильной литературе. Например, придумать продолжение для сказки, сжать сюжет любимого фильма до 3 страниц, не потеряв сути, сделать из газетной заметки сценарий и так далее. Стоит пробовать разные методы, со временем вы найдете те, что дают максимальный эффект. Есть приемы, направленные на развитие отдельных навыков. Упражнения пригодятся на любом этапе обучения и работы.
Определиться с тематикой
Когда писательские навыки будут отработаны, придется определяться с жанром. Здесь следует исходить из личных предпочтений: кто-то до бесконечности может исследовать тему отношений родителей и детей, другой искрометно шутит, у каждого свой стиль и своя аудитория.
Невозможно одинаково успешно писать сценарии к хорорам, комедийным сериалам и мелодрамам одновременно. А в перерывах пописывать на коленке сценарии для видеоблога о путешествиях или передаче о животных. Что-то будет удаваться лучше, что-то хуже.
Выходить на аудиторию, заявлять о себе как о сценаристе
Здесь идет речь о создании личного бренда и первых шагах к реальной работе. Необходимо создать свой образ как специалиста: оформить портфолио, завести личный блог и профессиональные странички в соцсетях, зарегистрироваться на специализированных платформах, общаться на тематических форумах.
Искать работу и формировать свой профессиональный круг
После освоение виртуального мира, необходимо продвигаться в мире реальном. Для этого нужно:
- принимать участие во всех возможных активностях, подавать заявки на форумы, съезды, конкурсы;
- входить в профессиональное сообщество, принимать участие в питчингах, продвигать себя, свои идеи и сценарии;
- отправлять заявки напрямую на телеканалы, передачи, продюсерам, киностудиям;
- если есть знакомые, занятые в кино, можно обратиться к их помощи;
Выработать моральную стойкость и научиться переписывать сценарий
Обычно сценарии начинающих авторов правят много и долго, к этому нужно быть готовым. Это связано с тем, что сценарий должен быть совместим с творчеством других людей на площадке и заданным форматом производства. Важно научиться отделять себя от своего произведения.
Стать сценаристом непросто: для этого придется пройти многолетний путь обучения и практики. Приключение потребует полной самоотдачи. При этом гарантированных шансов на успех нет, однако путь будет интересным и захватывающим.
Если вам понравилась наша статья, то делитесь ею в социальных сетях и обязательно подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить много чего интересного!
Источник: Блог AFlife.