Среди любимых литературных героев, нашедших впоследствии воплощение на киноэкранах, дуэт Шерлока Холмса и доктора Ватсона занимает одно из первых мест. Памятники данным героям произведений Артура Конан Дойла, благодаря популярности книги о неутомимом сыщике и его верном помощнике, украшают многие города мира. Тем не менее, памятник, установленный в 2007 году в Москве у стен посольства Великобритании, в своем роде единственный в мире. Дело в том, что, как правило, скульпторы почему-то изображают Шерлока Холмса в гордом одиночестве, в то время как по сюжету произведений Артура Конан Дойла он неразлучен со своим компаньоном доктором Ватсоном. Во время создания московского памятника скульптор Андрей Орлов исправил данную несправедливость, изобразив Шерлока Холмса и доктора Ватсона вместе.
Достаточно интересна история появления данной городской скульптуры в Москве. Монумент был воздвигнут в рамках реализации проекта создания в столице нескольких памятников «народным героям». Кроме Шерлока Холмса и доктора Ватсона в их число вошли барон Мюнхгаузен и Ходжа Насреддин. При этом открытие памятника Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону было приурочено к 120-летию публикации первой повести о сыщике «Этюд в багровых тонах». Данная скульптура сразу полюбилась москвичам благодаря советскому телевизионному сериалу о похождениях знаменитого сыщика и его друга. Причем, автор монумента в своих интервью неоднократно утверждал, что во время работы над памятником старался изобразить персонажей книги похожими на иллюстрации к первому изданию повести. Предполагалось, что в камне будут запечатлены образы, созданные художником Сидни Пэджетом, иллюстрировавшем книги Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе в XIX веке. Но, в результате Шерлок Холмс и доктор Ватсон получились как две капли воды похожими на Василия Ливанова и Виталия Соломина. Впрочем, здесь нет никакого недоразумения, поскольку даже английская королева официально признала игру Василия Ливанова лучшим воплощением Шерлока Холмса. Расположен памятник по адресу Смоленская набережная, д.10.
Рассказывая о памятнике Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону, нельзя не упомянуть о человеке, который оказался прототипом известного сыщика. Самое удивительное состоит в том, что Артур Конан Дойл, создавая персонаж легендарного сыщика, практически ничего не добавил от себя. Зачем? Сама жизнь преподносила ему прекрасные сюжеты для рассказов, которые он черпал со страниц полицейских хроник конца XIX века. Мало того, даже легендарный дедуктивный метод Шерлока Холмса возник вовсе не из головы писателя. Дело в том, что Артур Конан Дойл в образе Шерлока Холмса описывал своего университетского преподавателя математики Джозефа Белла из Эдинбургского медицинского университета.
Этот человек снискал всеобщую любовь и уважение студентов тем, что был способен по косвенным признакам, например, по деталям одежды или обрывочным сведениям составить не только психологический портрет человека, но и достоверно угадать его прошлое! То есть обладал именно теми способностями, которые демонстрировал своим клиентам Шерлок Холмс. Даже помощь сыщика лондонской полиции во время расследования наиболее запутанных дел происходила на самом деле, только в качестве консультанта выступал Джозеф Белл.
Причем, как ни странно, даже «Собака Баскервилей», являющаяся скорее мистическим, чем детективным произведением, была создана по мотивам реальных событий. Дело в том, что при жизни Артур Конан Дойл являлся страстным поклонником спиритуалистических сеансов, которые нередко происходили у него дома.
Не удивительно, что однажды услышав от своего друга Флетчера Робинсона леденящую кровь историю о мистической собаке, наводившей ужас на Восток средневековой Англии, писатель загорелся желанием описать этот сюжет в одном из своих произведений.
По словам Робинсона «Черный дьявол», как называли гигантскую собаку местные жители, возникал будто из-под земли в клубах сизого дыма, а затем также эффектно исчезал, оставляя после себя горы трупов. Самое удивительное, что приятель писателя не врал.
В книге «Фольклор графств Англии» любой желающий мог прочесть: «В городе Блитбурге невесть откуда возникший «черный пес невероятных размеров с багровыми глазами» неведомой силой разметал группу прохожих, убив двоих мужчин и подростка, опалив огнем многих других...»; «В Дартмуте один джентльмен увидел странного черного зверя, напоминающего теленка. Он решил погладить его, но рука ощутила лишь пустоту. Тут же раздался оглушительный взрыв, отбросивший искалеченного любителя животных на добрый десяток шагов...». При этом самое подробное описание чудовища было опубликовано в книге, датированной 1577 годом, с удивительно длинным названием: «Странное и ужасное Чудо, случившееся совсем недавно в приходе одной церкви в Банги, городке, что не так далеко от города Нориджа, а именно, четвертого августа лета Господня 1577-го, во время сильной бури и проливного дождя, молний и грома, какие редко бывают. С появлением создания ужасной внешности, которого явственно видели люди, собравшиеся там в тот момент. Записано и зарисовано обычным образом согласно писаному документу Абрахамом Флемингом».
Рассказ начинался с описания воскресной церковной службы. Неожиданно в церковь ворвалась огромная собака. Монстр, не обращая внимания на толпу народа, перегрыз горло двум мужчинам и скрылся под раскаты грома и вспышки яркой молнии. Но спустя несколько минут эта же неведомая тварь возникла на пороге другой церкви на расстоянии в одиннадцать километров от предыдущего храма!
Каким образом чудовище смогло практически мгновенно преодолеть такое расстояние остается только гадать. На этот раз жертвой собаки стали двое мужчин и маленький мальчик. В качестве подтверждения реальности описываемого невероятного происшествия авторы книги привели описание следов когтей, которые оставил монстр на дверях храма.
Со временем рядом с историей про монстра, пожирающего людей в церквях Англии, в блокноте писателя появилось предание о некоем сквайре Ричарде Кейбле, жившем в семидесятых годах семнадцатого века в городке Бакфастли на Востоке Девоншира. В отличие от своего литературного героя, этот человек имел вспыльчивый неуживчивый характер, бил жену, любил убивать на охоте зверей и, вообще, по мнению соседей, давно продал душу дьяволу.
История его смерти легла в основу сюжета повести «Собака Баскервилей». Дело в том, что легенда, прочтенная доктором Мортимером Шерлоку Холмсу в старинном манускрипте, в точности повторяет историю, произошедшую с Кейблом. Однажды избитая мужем жена сквайра решилась на побег. Пока на первом этаже дома бушевал пир, женщина выбралась наружу и бежала. Разъяренный муж с собутыльниками бросились в погоню. В центре болота пьяный сквайр настиг женщину и заколол своим кинжалом. Однако спустя мгновение его самого растерзала стая громадных черных псов. При этом громадные чудовища двигались, будто черные тени, не издавая ни звука. По мнению жителей Девоншира, данное обстоятельство однозначно говорило о потустороннем происхождении жутких существ. Впоследствии на могиле кровожадного Кейбла сторожа кладбища регулярно по ночам видели громадную черную собаку, которая тоскливо выла на Луну. В подтверждение реальности приведенной истории туристы и сегодня могут посетить городок Бакфастли и своими глазами увидеть, как гробницу Ричарда Кейбла, так и услышать древние легенды о страшном черном псе.
Самое невероятное, что к поиску зловещей собаки в двадцатом веке подключились даже ученые. Специалисты тщательно проанализировали все существующие легенды о «Черном дьяволе», после чего попытались логически обосновать каждую из них. Все предания о гостях из Преисподней были сразу же отброшены за свою фантастичность.
Вскоре исследователи установили, что в средневековой Англии существовала необычная традиция приходить на церковную службу вместе со своими собаками. В некоторых храмах даже существовал специальный прислужник, в чьи обязанности входило следить за собаками, пока их хозяева молились. Вероятно, во время дождя одна из собак испугалась грозы и набросилась на молящихся людей. Добавим сюда мнительную религиозность средневековых жителей Англии, спертый воздух в помещении, а также зловещий антураж из грома и молнии. Разумеется, взбесившийся пес мог показаться неграмотным селянам Англии явлением потустороннего мира. Тем не менее, данная версия, несмотря на всю ее логику, не объясняет одновременное появление монстра сразу в нескольких церквях, да еще на протяжении четырех столетий подряд.
К счастью, очередным исследователям, отправившимся на поиски «Черного дьявола», повезло значительно больше. Они обнаружили в центре торфяных болот, где чаще всего видели жуткого пса, следы и кусок шерсти. Находка оказалась сенсационной. После анализа волокон найденной шерсти неожиданно выяснилось, что она принадлежит вовсе не собаке, а кошке гигантских размеров, оставляющей почему-то собачьи следы. Специалисты предположили, что это мог быть леопард, гепард или пантера. Действительно, по всем описаниям «Черного дьявола» он больше всего походил именно на пантеру. Но, ни сегодня, ни в средние века леопарды, гепарды, пантеры или львы в Великобритании никогда не водились!
В это время, как нарочно, кто-то из местных жителей обнаружил на болотах череп бенгальского кота. Консилиум исследователей феномена «Черного дьявола», «Пса из Преисподней» или «Собаки Баскервилей» пришел к довольно оригинальному, но похожему на правду выводу. Скорее всего, демоническим псом являлся обыкновенный гепард. Это животное способно перемещаться со скоростью в 150 км/ч и вполне могло практически одновременно с разницей в пятнадцать-двадцать минут появляться в селениях, отстоящих друг от друга в десять-двадцать километров. Следы гепард оставляет действительно похожие на собачьи, поскольку во время бега он, как все кошки, втягивает когти.
Для прихожан церкви, которые никогда не покидали родных мест, гепард действительно мог показаться гигантской собакой из преисподней. Был найден даже ответ на вопрос о появлении гепарда в средневековой Англии.
Дело в том, что аристократы тех лет, начиная с XI века, имели моду держать собственные зверинцы с экзотическими животными. Очевидно, гепард сбежал из одного из таких зверинцев, в которых крупные кошки из экзотических стран пользовались большой популярностью.
Не исключено, что и со сквайром также расправились его «домашние питомцы», бежавшие из зверинца во время пира или выпущенные специально для поимки сбежавшей жены.
Так же примечательно, что род Баскервилей также существовал на самом деле. Правда, его представители жили не в Девоншире, а в Клайро-Корт. В этой семье, действительно, существовало древнее предание о мистическом псе, который, правда, в отличие от сюжета «Собаки Баскервилей», не только никогда не убивал никого из рода Баскервилей, а наоборот после смерти оберегал их души от демонов Преисподней.