Нет ничего более увлекательного, чем чтение мемуаров великих артистов балета: такие книги могут дать ответы на сложные вопросы. Интересно, что проблемы, с которыми сталкивались представители самого консервативного вида искусства в XX веке, актуальны и в наши дни, изменились лишь декорации эпохи. Таков закон жизни: артисты, добившиеся определенных высот в профессии, в начале карьеры вызывают осуждение и провоцируют публику своими попытками отклониться от норм.
Великие люди всегда опережали свое время, вносили коррективы в общепринятые устои. Чего стоит пример Майи Плисецкой, ставшей воплощением бунта, протеста, безумной тяги к творчеству вопреки всему: режиму, людям, обстоятельствам. И общество обычно только после смерти человека признает его заслуги, но где были все, когда поддержка нужна была в процессе? И эта история повторяется почти с каждым заметным в какой-либо сфере человеком.
Новые партии как вызов
Судьба Екатерина Максимовой по праву становится примером тихого, но бунтарства, граничащего с попытками сломать стереотипы и уйти с протоптанной дорожки. У артистов балета всё начинается со школьных лет, когда формируется амплуа, которому он якобы должен соответствовать. Но вот отработан первый спектакль, третий, пятидесятый… И все одно и то же, никакого развития, зато зритель доволен: артист соответствует его ожиданиям. Плисецкая в одном из интервью рассказывала, как ей наскучила классика, и что после Принцесс, Аврор было невероятно интересно работать над драматической ролью, например, Анны Карениной.
Екатерину Максимову всегда воспринимали как лирическую балерину, что накладывало жёсткие рамки в работе над репертуаром. Более того, педагог Максимовой Галина Сергеевна Уланова — великая балерина, чье мнение было важно для Екатерины Сергеевны, также была сторонницей стабильного развития в одном стиле. Но непрерывная работа над собой дала свои плоды, Екатерина Сергеевна изучила себя и поняла, что хочет и может станцевать партию Китри. Балерину уговаривали не разрушать амплуа лирической балерины, даже Уланова до конца не верила, что ее ученица справится с этой ролью, хотя открыто не выражала свое недовольство. В свое время Галина Сергеевна навсегда отказалась от целого ряда партий в основном из-за мнения педагогов и коллег и шла по привычному творческому пути почти всю свою карьеру.
Как вы посмели разменять искусство балета на фильмы?!
Максимова писала в своей книге, что её желание попробовать что-то новое было сильнее, чем страх провала, и поэтому балерина бралась за неожиданные проекты. Например, свой опыт в фильмах-балетах Максимова вспоминала не самыми теплыми словами, но признавала, что эти работы были настоящим потрясением для балетоманов. «Вы — эталон классической балерины, как Вы посмели так унизить свое искусство в эстрадной "Галатее"?!» — примерно так общественность выражала свое негодование в письмах балерине — тогда интернета не было.
И вот прошло почти 50 лет, изменился мир, но люди не изменились, они по-прежнему осуждают тех, кто экспериментирует и пробует что-то новое. Екатерину Максимову осудили за то, что она «предала искусство хореографии» своими работами на телевидении, более того, балерина всегда знала, что ее педагог Галина Уланова вместе со всеми не приняла ее телевизионных проектов, кроме «Анюты». Можно представить, каково было Максимовой осознавать это! Но артист, обретя уверенность и опыт, понимает что нужно раскрывать все грани своего таланта и брать от профессии максимум. Сегодня мы наслаждаемся фильмами-балетами с участием Екатерины Максимовой как еще одной гранью невероятного таланта балерины, это шанс прикоснуться к искусству хотя бы через монитор. Но не стоит забывать, что помимо творческой составляющей там была и коммерческая, что тоже совершенно нормально.
Подчиняться ли диктату общества?
На примере отношений Улановой и Максимовой можно увидеть, что конфликты поколений были всегда, и это даже можно назвать двигателем прогресса. Воспитанная в других традициях, Галина Сергеевна не понимала и не принимала увлечения Максимовой проектами на т/в, как в наши дни многие педагоги не принимают популярности в социальных сетях некоторых своих учениц. Но что было достойно, а что нет, покажет только время. И огромное уважение тем, кто не боится шагать в неизвестность и пробивать стену отрицания, как это сделала в свое время Екатерина Максимова, как делает сейчас молодое поколение артистов, встречая на своем пути негодование и даже трaвлю.
История повторяется в наше время: снова общество решает, почему одно нельзя, второе неприлично, третье стыдно или непрофессионально… Разгромные статьи были актуальны и тогда, и сейчас. Что ж, от этого никуда не деться, и критиков время от времени нужно беспокоить, давая им пишу для размышлений, раздражая активностью. «Если бы я прислушивалась к подобным претензиям, возможно, многое в своей творческой жизни так бы и не сделала. Наверное, гораздо спокойнее остановиться на однажды удачно найденном образе и больше не рисковать, черпая уверенность в своей правоте в многочисленных благожелательных отзывах прессы», — писала в своей книге Екатерина Максимова.
Этими точными словами великой балерины можно завершить статью. Уж если великую Максимову критиковали за творческие эксперименты, что говорить о наших начинающих артистах, которые делают первые успешные шаги, за которыми неизбежны деньги и слава. В следующий раз обсудим, почему балетным важно монетизировать свое творчество, впрочем, как и людям других профессий, и почему это нормально.
Специально для подписчиков канала:
В магазине Book24 вы найдете книги о балете, танце и хореографии, а также в любой другой тематике. Доставка осуществляется в самые отдаленные уголки нашей страны. Ознакомиться с каталогом можно по этой ссылке. Приятных покупок!