Я не хотела писать на тему расстрела в Перми. Просто потому что считаю, что говорить о таких вещах - создавать рекламу этого страшного явления. Но все-таки решила, что отмалчиваться тоже нельзя. Да и те, кто способен на подобное дьявольское заполнение внутренней пустоты внутри себя, вряд ли будут читать скромный интеллектуальный и абсолютно некоммерческий канал.
Конечно, в причинах произошедшего разберется следствие. Но я почти уверена, что буллинг вот именно в этом случае ни при чем. Пацан - первокурсник, соответственно, создать причины для буллинга просто не мог успеть. Заработать ненависть и презрение - нужно время. Да и тем, кто занимается буллингом в учебных заведениях, нужно время, чтобы сбиться в стаю. Так что в первые недели обучения на первом курсе такого априори быть не могло.
Возможно, преступника объявят невменяемым. И это плохо. Потому что дает возможность последователям думать, что и они смогут избежать ответственности благодаря этой лазейке. Да, человека убивающего людей без видимых причин, трудно назвать нормальным. Однако, насколько я помню, при Союзе тоже проводили психиатрические экспертизы, но главным принципом всегда был критерий - осознавал человек, что он делает, или нет. То есть, грубо говоря, если ему мерещились черти или инопланетяне, от которых он, условно говоря, защищался, то невменяем, если же он осознавал, что убивает людей, и делал это из-за садистских наклонностей, то получал по полной программе, независимо от того, насколько была сильна его тяга к деянию и мог он ей противостоять или нет. Ибо общество имеет право защищаться. Чикатило пытался "косить" под ненормального, однако его расстреляли.
Но здесь не об этом. Здесь о том, что толкает молодых на такое страшное преступление. К сожалению, это явление провоцируется именно реалиями нашего времени. Обратите внимание, кто сейчас в почете? Попросите кого-то из молодых назвать имя талантливого ученого, педагога, врача. В лучшем случае Вам назовут Мясникова, и то, только потому, что он ведет передачу и имеет свой блог. Но и это вряд ли, потому что и Мясникова смотрят в основном пожилые, у которых уже постоянно "то лапы ломит, то хвост отваливается". А уж про людей, обеспечивающих еще не работающей молодежи сытую жизнь своим трудом, я вообще молчу. Не то что фермера-ударника каптруда или людей, в рекордные сроки построивших Крымский мост, даже космонавта ни одного не вспомнят. А Бузову знают все. Вне зависимости от уровня ее певческих и актерских способностей. И это бы ничего. Так ведь знают еще и Диану Шурыгину, прославившуюся сомнительными пьяно-любовными приключениями, и фрика Гогена Солнцева. Вот и получается - хоть ты из семи пядей во лбу и приносишь великую пользу родной стране, молодой публике этой самой страны, вступившей на рельсы рыночной экономики, ты не интересен. Мы, как хорошие ученики, приняли и вызубрили лозунг наших геополитических противников "Если ты такой умный, то почему не богат?" (Добавлю - и не известен).
И теперь не стыдно быть неграмотным и не приносящим пользы обществу бездельником. Стыдно быть небогатым и неизвестным "нищебродом".
Вот и мечтают дети стать не учителями, врачами или инженерами, а блогерами и фэшн-ведущими. А если и такими талантами Бог обошел?
Ну, тогда вот и вступают в права законы отрицательной известности. Хоть скверно, но прославиться, доказать всем, что "не тварь дрожащая, а право имеет". Синдром Герострата ложится на благоприятную почву. Боюсь, что многие молодые, совершившие массовые расстрелы в учебных заведениях, так пытались заявить о себе миру. По сути, это истерический акт, заполняющий внутреннюю пустоту. И количество таких смертельных истерик пугающе растет.
Заметьте, большинство убийц характеризуются соседями и знакомыми как "тихие, спокойные люди", серые одним словом. А синдром "серых" хорошо описан нашими великими писателями-шестидесятниками. У Анчарова в повести "Прыгай, старик, прыгай" "незначительный Сулин" становится фашистским приспешником, полицаем. У Стугацких в "Трудно быть Богом" серые становятся питательной средой для развития фашизма.
Вот поэтому в СССР и провозглашалось одной из важнейших задач гармоничное развитие личности. Человек не должен ощущать себя никчемным и ненужным. Даже если нет у него особых талантов, он должен понимать, что славу и уважение можно заслужить добросовестным трудом и своим профессионализмом. Вот поэтому и прославлялись люди, приносившие пользу обществу. И каждый мог прославиться, даже если не было у него таланта артистического или художественного. Спроси наших ровесников, знают ли они педагогов Макаренко, Сухомлинского, врачей Семашко, Бакулева, Филатова, бригадира Черкасову, чьим именем было названо народное движение по восстановлению Сталинграда, все ответят положительно. Я уж не говорю про актеров и певцов, которые тогда, действительно, обладали уникальным голосом или выдающимся актерским талантом (бесталанных худсовет бы не пропустил), и все понимали, что слава им досталась не случайно, а по заслугам. Да и не тянулось тогда большинство людей к славе и почестям, главное было - заслужить уважение людей.
Разрушив наработанную за годы существования великой страны систему ценностей, мы дезориентировали молодежь. Посмотрите на отношение в обществе к учителям. Из уважительного при Союзе оно превратилось в пренебрежительно-презрительное в рыночной России. Врачей не столько уважают, сколько боятся. Восхищаются теми, кому удалось сколотить капитал блогами с фейковыми новостями и бессмысленными распаковками в лучшем случае, в худшем - скандалами, жестокостью, тем, что раньше вызывало стыд и уж никак не могла принести славу, а если и приносило, то "худую славу", так и говорили с осуждением: "ославился(лась) на весь мир". В результате многие молодые стремятся к славе любой ценой, а не к уважению общества. Ведь уважение и при Союзе надо было заслужить долгим и профессиональным трудом, а сейчас его просто нет. Богатых и примкнувших к ним чиновников у нас не уважают, но им завидуют. К славе стремятся любой ценой. И получают славу не те, кто ее заслужил нелегким, высокопрофессиональным трудом, а те, кого "раскрутили". А пустая слава разлагает общество, как ржавчина и, действительно, может стать буквально смертельным для молодых явлением.
Конечно, необходимо работать и в направлении повышения безопасности в общественных учреждениях, и в направлении ужесточения условий продажи оружия (и не только огнестрельного). Но одним ужесточением пропускного режима в учебные заведения и ограничениями в торговле оружием эту проблему не решить.Необходимо изменение молодежной политики, восстановление в образовательных учреждениях воспитательного направления, да и в целом переформатирование обществом системы своих приоритетов.