Найти тему
Свобода во Христе

Читаем Евангелие от Луки 7:20-28. Вера Иоанна Крестителя

Фото Александра Дроздова
Фото Александра Дроздова

«Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?» (Лук.7:20) .

Ученики Иоанна ждали немедленного разъяснения, но Иисус не дал им сразу прямого ответа. Вместо этого Он на их глазах продолжил заниматься тем, что делал до этого. «А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» (Лук.7:21).

Иисус погрузил учеников Иоанна в чудесную атмосферу освобождения, исцеления и восстановления. Они увидели радость и ликование исцеленных, увидели восстановление смертельно больных, выздоровление калек, прозрение слепых, очищение прокаженных, нечистые духи выходили из бесноватых. И всё это на их глазах умножалось до невиданных доселе масштабов.

Взирая на всё это обили чудес невозможно было не признать, что Христос есть именно Тот, за Кого Он Себя выдавал – Тот Мессия, Который должен прийти. И если и ожидать еще кого-то другого, то вряд ли этот другой сотворил бы столько знамений и чудес, сколько сотворил Иисус из Назарета.

Несколько часов, проведенных вместе со Спасителем подготовили учеников Иоанна к тому ответу, который в конце Своего рабочего дня дал им Иисус. «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лук.22,23).

Только погрузившись в атмосферу людской благодарности Спасителю ученики смогли проникнуться той верой, которую имел Иоанн Креститель. И когда они с воодушевлением рассказывали ему о том, что видели и передали дословный ответ Иисуса, Иоанн получил глубокое удовлетворение и поддержку. Все сомнения его улетучились, когда ответ Иисуса направил его мысли к словам Священного Писания: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис.61:1-3).

Пророк понял, что Царство Божие берется не силой оружия, не революцией и не дворцовыми переворотами, а исключительно силой веры – этим тихим веянием ветра – милосердием, человеколюбием, перенесением тягот ради Христа и Евангелия.

Пророк увидел, что он, Иоанн, уже в Царстве Божьей благодати, что он свободен, и темница его открыта. Потому что он увидел свет спасения Божьего, и узы не имеют для него значения: вход в Божье Царство для него открыт. Он свободен от мерзости греха, потому что понял до конца, в чем заключалась миссия Христа – взять на Себя грех, освободить мир от влияния греха, от бремени греха, от смерти за грех Своей собственной смертью.

Для Иоанна стало ясно, что путь в Царство Божьей славы лежит через жертву Христа. Отныне ни узы, ни смерть не страшили Иоанна Крестителя. Так сказано о всех, кто проникнется миссией Христа и вверит себя Ему: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:12,13).

Поэтому когда посланники принесли Иоанну свидетельство от Христа, пророк обрел покой, который сохранил вплоть до своей мученической кончины.

«И блажен, кто не соблазнится о Мне!» (Лук.7:23).

Соблазниться о Христе – значит разочароваться в Нем и найти во Христе то, что может оттолкнуть от Него или смутить. Иоанна пытались смутить его собственные ученики, возмущенные тем, что Иисус, называемый многими (в том числе и Иоанном) Мессией, оставил Своего предтечу в мрачной темнице. Но сам Иоанн так не считал, хотя разум его был смущен доводами учеников. И мягкий укор Христа в стихе 23 укрепил его веру, развеял все сомнения и принес мир в душу Иоанна. И посмотрите, какую оценку дал Сам Иисус вере величайшего из пророков: «По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» (Лук.7:24).

Отметим, что Иисус всё это время находился в Галилее, и это Его третье, последнее путешествие. Заключение и последующая через полгода казнь Иоанна предвозвещали арест и казнь Спасителя. И обращение к народу с вестью о несгибаемой вере Иоанна должно было укреплять всех последующих мучеников, которые будут томиться в тюрьмах подобно Иоанну.

«Трость ветром колеблемая» - это символ лицемерия фарисейской религиозной верхушки, которая меняла свою веру в зависимости от политической ситуации.

Сегодня многих высокопоставленных лиц и государственных деятелей можно увидеть в церкви со свечками, осеняющих себя крестным знамением на религиозных праздниках. Но когда одного из них спросили приватно о личной вере, он ответил: «Я не могу себе этого позволить, ведь я же политик».

Вера Иоанна не зависела от ветра влияния политической конъюнктуры, от поиска выгод из создавшегося расклада политических сил или членства в той или иной партии, от благосклонности царя или его гнева. Иоанн имел веру непоколебимую, несгибаемую ни под каким ветром религиозных или политических течений.

О том, что это именно так, говорят следующие слова Иисуса: «Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских» (Лук.7:25).

«Мягкие одежды» - в двух переводах эти слова звучат как «роскошные одежды», что на наш взгляд звучит более правильно, потому что Иисус далее говорит о тех, кто роскошно и пышно одевается.

Иоанн же одевался подобно пророку Илии, весть которого он нес. Именно с Илией сравнивал Иоанна Иисус Христос, говоря что Иоанн придет в духе и силе Илии, и что Илия уже пришел.

Также Спаситель говорил о вести Иоанна, как о вести ангела: «Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лук.7:26,27).

Что это за весть? Ее направление и смысл кратко можно выразить так: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное». Эта весть предваряла то, что затем проповедовал Христос. Но кроме этого у Иоанна была весть особая, указывающая на Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира: весть о пришествии Мессии.

Сегодня у современных христиан та же задача, что у Иоанна: возвестить весть о покаянии, о приближении Царства Божьего и о пришествии Мессии. Ради этого существует церковь Христа на земле.

Эти вести выделяли Иоанна Крестителя из ряда других Божьих пророков. И Спаситель подчеркнул это: «Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» (Лук.7:28).

Большим его сделало то, что он возвестил исполнение всех пророчеств о Первом пришествии Христа, указал, что наступило время ключевого события, осуществление ожидаемого желания всех веков, всех чаяний Божьего народа, который наконец дождался прихода Агнца Божьего во плоти.

Никто из пророков не удостоился такой чести, и по отношению к самому Иоанну исполнилось то пророчество, которое произнес Ангел священнику Захарии: «Он будет велик пред Господом» (Лук.1:15).

И хотя в отличие от других пророков, Иоанн не сотворил никакого чуда, весть его затмевала все сотворенные до этого чудеса, сама являясь чудесной, желаемой и ключевой в истории нашей планеты.