В 1826 году на южных окраинах империи было неспокойно. Глава Персии Фетх-Али шах несколько лет укреплял мощь своей армии, и теперь ему не терпелось поквитаться с новым северным царем - Николаем I за Гюлистанский трактат, мирный договор предыдущей Русско-Персидской войны 1804-1813 года, по которому под длань русского государя отошла часть Азербайджана и Армении.
В Закавказье русские войска тогда едва насчитывали 3000 человек, разбросанных по многим сотням верст фронта, против них шах выставил более 60 000 войско, имевшее на вооружении около полусотни современных пушек и обученных европейскими инструкторами расчетов. Естественно сдержать такую орду небольшие пограничные гарнизоны были не в состоянии и 19 июля 1826 года персидские отряды обрушились на карабахские земли, несмотря на все дипломатические попытки русского правительства не допустить большой войны.
На пути у персидских орд стояла крепость Шуша в Нагорном Карабахе в которой был довольно крупный гарнизон в 1300 штыков егерей и сабель донских казаков под началом полковника Реута. Несмотря на тяжесть своего положения положения полковник не собирался сдавать твердыню. Началось шушинское сидение.
Николай Первый еще принимал участие в торжествах посвященных его коронации, когда в Петербург пришли известия о нападении шахских войск на русскую территорию. Император в ответ на это незамедлительно отправил на Кавказ Ивана Федоровича Паскевича, который должен был на месте разобраться в том, насколько серьезна ситуация и взять на себя управление военными действиями. Есть мнение, что новый царь после восстания декабристов не доверял Алексею Петровичу Ермолову, который командовал тогда на Кавказе. Несмотря на то, что следствие не установило его прямую связь с заговорщиками, все же Николай Первый предпочел такое важное дело, как первую в его царствование войну доверить лицу более благонадежному.
Пока Паскевич ехал из Петербурга на Кавказ, А.П.Ермолов подтягивал к Тефлису все имеющиеся в ближней и дальней округе резервы для нанесения деблокирующего удара к осажденной Шуше. Алексей Петрович предполагал, что боевую операцию возглавлять будет он, однако в письме, которое от императора из Петербурга доставил фельдегерь в августе, Николай Первый рекомендовал ему остаться в Тефлисе, а непосредственное руководство операцией передать Паскевичу.
Однако в начале сентября состоялось сражение под Шамкиром между авангардом персов и отрядом генерала армянского происхождения Мадатовым В.Г. в ходе которого русским войскам удалось разбить неприятеля и выйти к г.Елисаветполь(Гянджа) занятому накануне шахскими войсками. Персидский главнокомандующий Аббас-Мирза снял осаду Шушы и начал переброску своих отрядов под Елисаветполь
В помощь Мадатову Ермолов отправил практически все имеющиеся у него силы, назначив командовать И.В.Паскевича. Передавая командование сборного отряда Алексей Петрович консультировал Ивана Федоровича, каким образом лучше выстроить боевые порядки вверенных ему сил, учитывая местную специфику ведения боевых действий.
Двигаясь в сторону Елисаветполя русский корпус во главе с Паскевичем 12 сентября расположился на ночлег, когда в лагерь проникли два перебежчика-армянина из шахского войска. Они предупредили русских о том, что сам Аббас-Мирза ведет основные персидские силы и готовится напасть. Иван Федорович после совещания с офицерами принял решение дать бой и приказал выстроить свои подразделения в три линии. На рассвете 13 сентября русские войска выдвинулись в сторону неприятеля в боевом порядке. Опытный и умный Аббас-Мирза выстроил все свое войско полумесяцем, в центре которого была самая боеспособная и дисциплинированная часть его отрядов - сарбазы-пехотинцы. Подойдя на расстояние выстрела они открыли ружейны огонь, надеясь подавить массовостью своих залпов, уступавшие им в количестве русские полки.
Понимая, что у противника большое численное преимущество, а следовательно большая плотность огня, Паскевч приказал полубатальонам Ширванского, Грузинского и 41-го егерьского полка ударить неприятеля в штыки. Персы не выдержали рукопашной схватки с хорошо подготовленными стойкими русскими солдатами и вскоре побежали с поля боя.
Тогда шахский полководец приказал атаковать фланги русских войск. Вновь используя численное преимущество персам удалось создать опасную ситуацию на левом и правом флангах Паскевича. Наиболее тяжелая обстановка была на правом фланге, где персидская конница теснила донских казаков и местных верховых ополченцев. Однако это вовремя заметил Иван Федорович и перебросил карабинеров, приказав им во чтобы то ни стало выйти в тыл атакующим его правый фланг врагам. Что карабинеры 7-го полка с успехом и выполнили, чем вызвали панику в рядах персидских войск на этом участке, и спешное отступление их в горы, где шахские командиры надеялись перегруппировать свои отряды и вернуть им боеспособность. Но Паскевич не дал им такой возможности, отправив преследовать персов свои резервы. Единственное что удалось сделать Аббас-Мирзе это вывезти с поля боя почти всю свою артиллерию, и часть полков сарбазов, а вот иррегулярная конница, которая составляла большую часть его армии разбежалась кто куда.
Многолетние усилия европейских инструкторов (главным образом английских) по созданию сильной персидской армии, способной потеснить Россию в регионе в один день превратились пыль.
После боя 13 сентября 1826 года русские войска вступили в Елисаветполь, это стала первая крупная победа в царствование Николая Первого а инициатива в войне перешла к русским войскам перед которыми была открыта дорога не Персию. Впрочем это уже другая история.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки и делитесь в соцсетях, если понравилось. Мир вашему дому!
#война #история россии #Карабах #Россия #персия