"Достать ножи" – это остросюжетный американский детектив, выдержанный в классическом стиле жанра. Особенностью этого проекта является то, что он стал творением одного автора. Режиссёром, единоличным сценаристом и продюсером ленты выступил Райан Джонсон. Концепцию детектива Джонсон придумал ещё в нулевых, сразу после выхода его дебютной лентой "Кирпич". В 2010 в интервью одному изданию он сказал, что вдохновился известными сюжетами Агаты Кристи и теперь хочет снять фильм-загадку об убийстве. Режиссёр планировал приступить к съёмкам сразу после фильма "Петля времени", но до полноценной разработки эти идеи дошли лишь концу десятилетия. Бюджет ленты составила сумма в 40 млн долларов, а съёмки завершились в декабре 2018 года. Сюжет фильма вращается вокруг загадочной смерти известного писателя, который внезапно покончил жизнь самоубийством в присутствии всех своих родственников. Если вы читали классические детективы в духе Агаты Кристи, то концепция этой истории не станет для вас откровением. Схема простая: герои оказываются в замкнутом пространстве, после чего один из них внезапно умирает. Следствие сразу же выстраивает очевидную и, на первый взгляд, правдивую картину произошедшего.
И вот здесь на сцену выходит чертовски смекалистый детектив. Он постепенно находит кучу загадочных несостыковок, а у каждого героя скрываются весомые мотивы для убийства. Семейство богатого писателя Харлана Тромби собирается в шикарном особняке, чтобы отметить его юбилей. Утром деда находят в его комнате с порезанным горлом. Приезжает полиция, а наследники оказываются заперты в доме как пауки в банке. Полиция готова признать случай самоубийством, но здесь в дело вмешивается известный сыщик Бенуа Блан.
Ситуация осложняется тем, что все родственники покойника были крайне зависимы от его денег, и все они претендуют на богатое наследство. При этом детектив сам не знает, кто его нанял. Так что дело становится максимально запутанным. Дальше показывают довольно увлекательное расследование, которое строго соблюдает все законы жанра. История действительно разворачивается, словно клубок, постепенно приоткрывая завесу тайны. При этом создатели намеренно пытаются вас запутать, чтобы вы не догадались обо всем раньше времени и не потеряли интерес. По сути, это главный и самый сложный трюк подобных фильмов. История постоянно развивается, но суть её остаётся тайной до самого конца. Во всяком случае, я не разгадала загадку без помощи, а значит Райан Джонсон со своей задачей справился отлично. Фильм вообще смотрится на одном дыхании. Если Джонсон действительно написал сценарий в одиночку, тогда ему тройной респект) История очень сложная и запутанная. В ней много героев, куча деталей, и всё это Джонсон умудрился грамотно связать. Все персонажи разные, образы яркие и ни одна сюжетная ветка не остается незавершенной. Внимание уделяется даже отдельным вещам: одежде и элементам интерьера, которые дополнительно раскрывают характер их владельцев.
В идейном плане всё тоже очень хорошо, хоть и максимально просто. Фильм прямым текстом говорит о том, что нужно оставаться хорошим человеком несмотря ни на что. Даже если ситуация максимально тяжелая и вы имеете кучу оправданий, даже если плохой поступок сулит вам сиюминутную выгоду, всё равно можно найти возможность не продавать свои принципы. В конечном счете правильный поступок принесёт куда больше выгоды и морального удовлетворения, пусть и не сразу. Да, мораль незамысловатая, но она хороша сама по себе. И в контексте историй подаётся очень органично. Ну a за семейными склоками наследников просто весело наблюдать)
Думаю, вы прекрасно знаете, на что люди готовы пойти ради денег. Режиссёр прекрасно показывает, как разные, но неплохие, в общем-то, люди превращаются в самых натуральных свиней, когда речь заходит о дележке имущества. Всю вот эту напускную скорбь, сквозь которую прорывается банальная жадность. Более человечных персонажей и представить сложно. Всё очень жизненно..
Отдельного описания заслуживает визуальная стилистика, которая делает ленту очень атмосферной. Почти все сцены фильма разворачиваются в особняке. Но это камерность нисколько не утомляет благодаря визуальному разнообразию. Дом буквально напичкан разными интересными деталями, на которых оператор, время от времени, акцентирует внимание. Подобный прием делает особняк полноценным участником истории, который по-своему рассказывает о своих обитателях, продвигает сюжет или просто даёт вам передышку, позволяя насладиться видом дорогих убранств. В каждом кадре чувствуется слаженная работа команды. Режиссёр, художник-постановщик, оператор, монтажёры – все выполнили свою работу отлично. Ну и актёры тоже не подкачали. Обладая сравнительно небольшим бюджетом, Джонсон смог собрать очень достойный каст.
Если закрыть глаза на жанровые условности, то перед нами шедевральный классический детектив. К концовке этот фильм складывается как изумительный пазл – деталь к детали. И при этом великолепно держит внимание, сохраняет интригу, имеет уместный юморок и самую нелепую погоню в истории) Это очень лёгкое зрительское кино, которое просто приятно смотреть. Поэтому, если вы еще его не смотрели, то я обязательно рекомендую к просмотру!