Всем Доброго Аудиофильского!
Сейчас я буду ругаться!!! И объясню почему!!!
Дело в том, что недавно я написал пару статеек.
1. В поисках точного звука. Часть 3. Искажения в усилителе о которых не пишут в учебнике.
2. Почему переворот фазы источника сигнала влияет на звук?
После чего целую неделю ожидал, что читатели напишут, что-то вроде "Чувак, а как же очевидно вытекающее из первой статьи явление вот такого-то вида? Ты почему его пропустил и ничего про него не рассказал?".
Вот честно скажу. Забыл. Потом вспомнил, решил, что во второй части опишу.
Но целую неделю я ждал этого коммента. И так и не дождался. Вчера не выдержал и сам его написал в комментариях.
А вот читатели ведут себя странно. Я вообще не понимаю, у меня есть постоянные читатели или нет? Я для кого секреты раскрываю если их комплексно никто не впитывает?
Ведь невозможно изложить весь материал в 2 - 3 книжных страницы, которые представляют собой отдельные статьи. И как же быть?
Я конечно не сдамся и продолжу. Может и книжку со временем напишу.
Но на текущий момент я не вижу кросстатейного комментатора у себя на канале.
При этом я уже 2 недели как безжалостно баню неправильные комментарии. Это привело к тому, что на канале стали появляться образованные люди, которые действительно в теме предмета. Которые вдумчиво разбираются как и что работает, и самое главное, имеют желание вдумчиво рассказывать о том как и что работает.
Это радует! С ними комментарии становятся гораздо интереснее!
Возможно со временем и нужный мне читатель появится!
Ну а сегодня рассказ про переворот фазы источника сигнала.
Не питания, а именно самого сигнала.
Обычно Аудиофилы отмечают, что при таком перевороте бас становится или более плотный и даже чуть резкий, или наоборот более ватный.
Зависит от конкретного усилителя.
Что же там происходит?
В первой статье из сегодняшний ссылок я писал, что у усилителя есть эффект затухающего само-возбуждения.
Это когда при высоком уровне сигнала, каскад берет и гененриурет дополнительно что-нибудь по типу второй или третьей, или даже 5й гармоники.
При этом возникает это возбуждение на пике амплитуды, например от удара по барабану.
Этот самовозбуд, если он не попал в правильные частоты, выглядит на слух или как грязь в звуке, или как стеклянность, или как ватность, или смазанность звучания..
Но вот если он попал по адресу, то он придает или упругости, или глубины, или... прозрачности и воздушности.
Но теперь вспоминаем схему классическокого усилителя напряжения. Это когда мы взяли и сместили амплитуду вверх. И в положительной полярности ее раскачиваем.
Тогда у нас происходит следующее явление. В положении НОЛЬ каскад на половину открыт. Если амплитуда растет - он еще сильнее открывается. А если понижается - то он закрывается.
Самовозбуд случается при росте амплитуды. При достижении ей некоторого высокого значения. А вот при понижении... АГА! Ничего не случается.
Наш эффект упругого прозрачного баса берет и пропадает. И вот вам ватный звук.
Ведь при перевороте фазы как раз это и случилось. Первый фронт нарастания амплитуды взял да и пошел вниз на этом транзисторе. И самовозбуд он конечно есть. Но уже позже. В другой стадии развития сигнала.
А вот когда надо. Когда его настраивали на нужный звук, он вдруг взял да и пропал.
Изменение звука на лицо.
Кстати тут надо сказать, что в УНЧ Лихницкого, что Бриг, стоит двухктактный пред-усилитель. А ведь в этом режиме, переворот фазы просто меняет транзистор на котором происходит нарастание напряжения. Т.е. вероятность получения нужного самовозбуда при перевороте фазы сохранена.
Такие вот дела. Если нужно создать усилитель нечувствительный к перевороту фазы, то это на самом деле возможно. И некоторые Инженеры так делают!
Но это мы уже ведем разговор в рамках создания усилителя высокой точности работы над сигналом. Например для получения высокоточной копии с катушки на катушку.
Или для создания систем активного шумоподавления. Когда нам нужен идеально точный сигнал на выходе колонки, только в противофазе.
При этом у такой схемы в отличие от профессиональных методов записи музыки изначальная фаза сигнала непредсказуема.
Если при записи барабана микрофон установлен определенным образом, а усилитель скоммутирован так, чтобы его импульс был в определенном направлении. Тот вот у противофазной активной глушилки шума такой возможности по части ориентации на источник шума нет.
И здесь нам нужно понимать какой усилитель правильнее конструировать. Одноктакт в классе А, или двухтакт в АБ, а то и в Б? Какой будет точнее себя вести в условиях непредсказуемой начальной фазы сигнала?
Вот такие неожиданные дела. В идеале нам нужен усилитель который обе полуволны отрабатывает одинаково. Но можем ли мы этого достичь? Вот об этом поговорим уже в следующей статье из цикла "В поисках точного звука".
Спасибо, что дочитали!
А это фотка на обложку
фото отсюда http://www.myshared.ru/slide/278025/