Найти тему
МИКС

МИКС. Откуда растут ноги нашего футбола ?

Сегодня не утихают споры по поводу участия легионеров в нашем футболе. И почему-то никто не обращает внимания на тот факт, что советскую сборную можно было условно назвать «сборной мира». Ведь сборная СССР формировалась из футболистов, представлявших пятнадцать союзных республик, каждая из которых имела свой неповторимый национальный футбольный менталитет и характер. А высокое индивидуальное мастерство закладывалось, прежде всего, в творческой среде многонационального дворового футбола.

Многие специалисты и болельщики говорят о разных причинах тотального снижения уровня нашего футбола. Хочу обсудить проблему, на которую указывает бывший наставник сборной России итальянец Фабио Капелло. Он считает, что, как и в его бытность тренером сборной, так и сейчас главной причиной наших неудач на международной арене является неподготовленность к интенсивности современного футбола.

Парадокс заключается в том, что у нас много быстрых футболистов, которые индивидуально не уступают зарубежным мастерам. Однако мы им уступаем в командной скорости. Но главное даже не в этом. В Советском Союзе, когда пацаны играли в каждом дворе, они делали это без особого надзора и заорганизованности. Помню, что мы творили тогда... Некоторым из тех, кто потом попадал в команды мастеров, удавалось сохранить ту свободу, расслабленность и неповторимый стиль в работе с мячом...

Затем, когда исчез дворовый футбол, дети сразу оказались в формализованной и контролируемой тренерами среде. А сами тренеры, в свою очередь, подпадали под такой же контроль всяких контролирующих органов. Каждый тренер обязан давать высокий результат и требовать этого от своих воспитанников, невзирая на возраст и индивидуальные особенности. Не финти, играй проще и надёжней, отдай ближнему, не бей издалека по воротам, разыграй до верного... Мальчишек не по-детски просто затравили на всевозможных соревнованиях с требованиями высоких спортивных результатов.

В Европе к юным футболистам относятся именно по-детски. Им дают возможность насладиться работой с мячом, не встревая в этот процесс. Ребёнок до определённого возраста должен попробовать всё: удачную-неудачную обводку и дриблинг, нестандартные передачи и удары по воротам – зная, что ему никто не «напихает». Затем, когда приходит время большого футбола, он легко идёт в обводку, не боится бить по воротам. Поэтому они играют на расслабоне, а мы с гирями на ногах...

Как учатся футболисты в спортивных вузах, перед тем, как стать тренерами? Да никак !!! Между тем, в техническом вузе, в отличие от спортивного, нужно действительно учиться. Может, поэтому один из величайших тренеров мирового футбола Валерий Лобановский только со второй попытки закончил технический вуз.

Но если учиться без дураков, главным всё же является не столько получение новых и необходимых знаний, сколько приобретение навыков учиться самостоятельно. Для хорошего тренера, да и любого другого специалиста, того объёма знаний, которые может дать вуз за пять стандартных лет, недостаточно. Профилирующие предметы даются в более широком и углубленном формате, а вспомогательные в усечённом, ибо растягивать учение в современном мире считается нерентабельным. И если молодой специалист понимает, что ему необходимо расширять и углублять свои знания после получения диплома по всем предметам (и не только профильным), он это делает. Возникает вопрос, а много ли таких в футболе ?!

Если мы сравним стартовый профессиональный капитал студентов различных направлений: технических, медицинских, спортивных…, то, в отличие от прочих, в спортивный вуз поступают, как правило, уже готовые мастера. Они имеют практический профессиональный опыт, а часто и признание общества. Если это действующие спортсмены, то у них нет ни времени, ни особого желания постигать теоретические основы предмета на должном уровне согласно принципу «практика бьёт теорию».

Но тренерская практика убеждает в том, что никому из наших известных футболистов не удаётся сразу же утвердиться в профессии на удобоваримом уровне. Дополнительного обучения для лицензирования, видимо, так же недостаточно для тех, кто ранее не слишком утруждал себя в теоретических познаниях. Кто учился в спортивных вузах или преподавал в них, должен знать, что самыми главными раздолбаями являются студенты отделения футбола-хоккея.

Наблюдаю такую картину. На одной половине поля играют «двусторонку» дети футбольной школы 10-11 лет. Мальчик пытается ввести мяч из-за боковой, но его партнёры расположены дальше, чем он может добросить. Рядом стоит тренер в позе «а ля Черчесов». Партнёры и не думают приближаться и открываться. Мальчик боится просто бросить мяч на удачу, топчется, переступает с ноги на ногу, волнуется… Время затягивается до неприличия, но тренер стоит рядом в «позе» и никак не реагирует. Не предлагает игрокам подойти ближе, открыться… Видимо, он прогуливал лекции по детской физиологии и психологии. К сожалению, меня отвлекли и я не увидел, чем завершился этот эпизод.

Помню, как расписывали преподаватели нашу теорию и методику физической культуры и спорта: якобы, она лучшая в мире. Только сегодня, почему-то, во всех ведущих клубах страны функциональной подготовкой футболистов занимаются зарубежные специалисты. Им доверяют больше.

Как же тренировали наши советские тренеры, многие из которых не имели соответствующего образования? Это были действительно одарённые люди. Но, как бы не кощунственно выглядели мои дальнейшие рассуждения, советский футбол располагал огромным потенциалом талантливых игроков, к тому же прошедших серьёзные жизненные испытания, которых и тренировать-то особо не надо было.

У тех, кто пережил войну и послевоенное восстановление, было два главных качества: умение побеждать и жадность к игре. По мере удаления от обозначенных исторических событий, умение ПОБЕЖДАТЬ постепенно иссякло, а умение ИГРАТЬ в футбол заменили учебно-тренировочным и соревновательным процессом и огромным количеством других развлечений. ЖАДНОСТЬ к игре сохранилась лишь в материальном контексте.

Вероятнее всего, функционал наших мастеров больше снижает не столько недостаточное количество «спринтов», сколько повышенное напряжение. Посмотрите на бег Усейна Болта и вы поймёте, что скорость и напряжение - особенно в длительной перспективе - не совместимы. Ведь психологическая зажатость забирает энергию, истощает организм. А эта проблема, как и все прочие, родом из детства.