Вот-вот на КиноПоиске выйдет последняя (6-я) серия сериала «Vigil» (так он называется по имени подводной лодки, на которой весь кипиш и происходит), название которого у нас локализировали как «Дежурство». И надо сказать, локализация, на удивление, меткая!
Вкратце, в чем там все дело.
На борту подводной лодки, которая мирно бороздит шотландские воды, припрятав в своих недрах ядерные боеголовки, умирает член экипажа. Чтобы быстро со всем покончить, детектива полиции Эми Сильву помещают в эти непростые условия, чтобы она все оформила и экипаж «Виджила» поскорее вернулся к дежурству на вахте ядерного сдерживания.
Однако, и вас бы здесь не было, и меня, если бы дело всем этим ограничилось.
«Дежурство» — клаустрофобный детектив, в котором есть все, что нужно для хорошей истории: политическая интрига, трогательная история любви и очень эффектная локация, которая добавляет определенные препятствия на пути развития этой истории (не хуже необитаемого острова в «Остаться в живых»).
Обо всем по порядку.
Политическая интрига
Куда без политики в сериале, в описание которого фигурирует фраза «ядерное оружие». К своему удивлению я обнаружила, что на эту тему говорят непозволительно мало. А стоило бы, потому что Россия (читать «и СССР тоже») уже около 18 раз была на пороге ядерной катастрофы. Однажды, все было настолько нелепо, что система считывания на спутнике, который должен фиксировать приближение ядерных боеголовок к союзу, сочла отраженные солнечные лучи за американские боеголовки и союз чуть не ответил взаимным ядерным почтением (об этом вы можете посмотреть фильм «Человек, который спас мир» 2014 года). В «Дежурстве» эта тема не то, чтобы основная, но и не первая с конца уж точно. Она поднимается и в контексте того, что правительство имеет кучу секретов, и о том, что во имя государственной безопасности часто жертвуют парой-тройкой простых смертных (здесь власть имущие представлены довольно человечно и даже мучаются на этот непростой счёт). Тут тебе и активисты, которые не очень ясно, но тем не менее отстаивают свою позицию за ядерное разоружение. Но одного компонента не хватило, как по мне. В «Дежурстве» зритель не ощущает реальность этой опасности, не ощущает того, как она может коснуться непосредственно его, потому что страдают исключительно члены экипажа или сильно вовлечённые в эту тему люди. Как по мне, так тут бы не помешал отрезвляющий ужас планетарного масштаба.
Трогательная любовная история
Главная героиня, как и любая героиня любой детективной истории, имеет за плечами не прожитую травму. В данном случае мы имеем мертвого жениха и горячо любимую падчерицу, которой отграничили контакты с мачехой после смерти отца. Этот груз не даёт ей идти дальше и развивать свои отношения с коллегой Кирстен, которая всячески пытается принять и понять Эми, но сталкивается с возведенной стеной из боязни привязанности и эмоциональной неразберихи. Об их отношениях мы узнаём в основном из флешбэков, которые настигают обеих в непростые моменты расследования (стоит добавить, что Кирстен тоже ведёт расследование, но только на суше). И эти флешбеки достаточно лаконично раскрывают их трогательную историю, которая хоть и немного клиширована, однако достаточно живая.
И главное в этом всем, что это две девушки. Репрезентация отношений между женщинами здесь ненавязчива, без стенаний насчёт принятия ориентации, без гнета отторжения обществом. В далекой Шотландии все давно отстали друг от друга и не лезут в любовные дела взрослых людей. Я ЗА такую репрезентацию! Самое лучшее содействие в принятии обществом ЛГБТ+ персон — показать их обычными живыми людьми. И здесь «Дежурство» получает от меня десятку.
Эффектная локация
Все перечисленные элементы истории напряжённо смотрятся в элементах то тонущей, то всплывающей подводной лодки, которая то теряет связь с сушей, то настигается вражескими суднами. А видим мы все это с подачи Эми, которая к такой жизни не привыкла. Эта перспектива погружает зрителя в происходящее очень хорошо. Ее страх от подводной «турбулентности», замкнутости и странных законов, которые существуют на «Вирджиле» отлично транслируется зрителю.
Но самое интересное, что лодка становится таким необходимым аскетизмом для Эми, с помощью которого ей наконец-то удаётся понять, что ей на самом деле дорого и как она хочет жить. Необходимой ей встряской, жестокой перезагрузкой.
Смотреть? Да безусловно!