Когда мы говорили об основных принципах монтажа по Соколову, то упомянули, что в видео не должно быть кусков без звука или без микрофонной паузы.
Ведь если звуки полностью исчезнут, у зрителя появляется чувство дискомфорта. Но чем же тогда заполнять видео?
Нам поможет Звуковой Ландшафт.
Звуковой Ландшафт — это акустическая среда, которая окружает человека. Без набора звуков и музыки, кино — это набор картинок.
Чтобы максимально погрузить зрителя в кадр, звуки должны быть правдоподобными, объёмным и действовать не только на органы слуха, но и на тело человека.
Например, в фильмах "Звёздные войны", "Храброе сердце", "Матрица" , "Терминатор", задача звука была в том, чтобы зритель ощущал себя присутствующим внутри объёмного звукового пространства, а не только наблюдающим за показываемыми на экране событиями.
В современных кинолентах можно выделить виды звука:
- имитационные,
- искусственные,
- персональные,
- метадиегетические,
- гибридные.
Имитационный
Представляют собой звучания реальных, природных сред, локальных ландшафтов, батальных сцен, городских и сельских пейзажей.
Такие звуковые пространства включают в себя натуральные природные звучания, многослойные монтажи реалистичных звуков.
Например, если персонаж находится в городе, то это могут быть звуки машин, велосипедов, людей, собак и пр.
Кстати, очень часто саунд-дизайнеры просто едут в центр города и записывают звуки там, затем уже отбирают то, что нужно.
Искусственные
Это космос, вымышленные планеты, фантастические события — то, с чем не каждый человек может столкнуться в реальной жизни.
Но благодаря звуку зритель обретает возможность услышать то, каким образом такие пространства могли бы звучать.
Персональные
Это когда зритель слышит экранный мир так же, как его воспринимает главный герой.
Метадиегетические
Связаны с представлением зрителю внутренних состояний экранных персонажей.
Например, сны, галлюцинации.
Гибридные
Гибридные звуковые пространства — соединение различных акустических пространств.
Самая выразительная разновидность звуковых пространств в кино.
Соединяя разнородные звуковые пространства, авторы фильмов рассчитывают на ментальное воздействие на человека.
И последнее, любой звуковой ландшафт должен быть разнообразен и в то же время комфортен для зрителя.
Умение правильно использовать звук поможет вам сделать незаметные переходы и невидимые склейки.