«ЧПР»
Мастерская Брусникина | Театр Практика (временно переехал в Музей Москвы)
Режиссеры: Юрий Квятковский, Анастасия Великородная
Премьера: 13 июля 2021
Сложно писать о том, что в тренде. Так же как и в целом непредвзято воспринимать. Это как немного критично и осторожно высказать свои мысли об очередном новом романе Пелевина – нет, ты просто ничего не понял.
Почти все спектакли с участием Мастерской Брусникина – бестселлеры, причем в прямом и переносном смысле. Билеты на того же «Чапаева и Пустоту» всегда раскуплены на полгода вперед, хотя постановке уже больше 5 лет. Но будем надеяться, что и Мастерская Брусникина, и Пелевин еще долго будут на первых местах трендлистов.
К чему это все? Когда идешь на их спектакли, внутри смакуешь чувство предвкушения гарантированно хорошего контента и идей. Это как идти в любимый ресторан и заказывать там любимое блюдо. Даже когда его убирают из меню, вы обязательно найдете что-то похожее – шеф-повар то один.
И в этот раз я сидела в зале и неподдельно, с интересом слушала и проживала чужие судьбы. Спектакль построен на монологах людей об их профессиях, которые теряют актуальность. Нам это интересно – чужие трагедии. Актеры великолепно отыграли. Отлично продуманы переходы – много динамики засчет движений в зале. Очень оригинальная, необычная идея с рассадкой за столы и помещением актера за общий стол со зрителями. Отдельно хочется отметить вставки с песнями – они пробуждали какое-то приятное тепло внутри и добавляют спектаклю 10 очков из 10 по шкале артистизма.
Почему, если все так великолепно исполнено, между строк этой рецензии читается недовольство? Дело в том, что на середине спектакля я поняла, что это уже искусство слишком ручное и домашнее. Оно больше не делает какого-то громкого, революционного заявления – не потрясает. Ты знаешь, зачем пришел – очень довольный сидишь и получаешь это. Тут, конечно, с одной оговоркой, к которой вернемся ближе к заключению – новую мысль спектакль таки несет.
«ЧПР» – это «Это тоже я. Вербатим», поставленный новым поколением выпускников. «Это тоже он». Иронично. Но и не в этом суть проблемы, а в том, что все эти интервью, вербатимы и в целом фокус современного искусства слишком долго и пристально направлен на маленьких людей, их трагедии, жизнь, интересы, счастье. И это большая проблема последних нескольких деситялетий. То есть когда на это начали обращать внимание великие умы, когда начали об этом писать, привлекать к этому внимание птиц высокого полета – это было революционно. А потом это так затянулось, что превратилось в какую-то национальную идею. И тянется это у нас уже несколько веков. Все одинаково страдают и рефлексируют друг на друга. Так ведь каши не сваришь.
Когда к микрофону подойдет большая личность? Где Заратустра? Мне кажется, культ личности эту страну хотя бы немного растормошил…
Но вернемся к самому спектаклю! Он, несомненно, станет хитом сезона, потому что у него, наконец-то, есть хэппи-энд. Есть ответы и надежда. А это всегда смело для искусства – давать человеку ответ на вопрос, который ставит само произведение. Да, старые профессии уйдут, но они размножатся в тысячу новых и выведут людей на следующий уровень жизни. Сделать из хобби работу сможет большее количество людей, чем сегодня.
Как говорил мой отец, выросший в Сургуте, про механизацию как перспективу ближайшего будущего: «Пусть роботы работают в этой вечной мерзлоте, а мы все будем сидеть в тепле и рисовать розовых слоников». И спектакль, он очень правильно заставляет смеяться над тренерами по Доте, потому что скоро, наконец-то, мы все сможем себе это позволить.
Единственное, что, возможно, это не стоило декларировать так напрямую, со сцены. Прямой речью, как манифест. Когда режиссёр так делает, создаётся ощущение, что он сомневается, что мог бы выразить это через саму постановку. Боязнь быть не понятым? На мой взгляд, это упростило спектакль. Напрашивалась сцена, где на место одного старого персонажа профессии приходят и садятся за стол два новых.
Но что-то эта рецензия уже превращается почти в редакторскую поправку, сноску на полях для авторов сценария и постановщиков.
Хорошо, когда ставят такие спектакли, которые вызывают так много внутренней полемики.
Продолжительность: 2 часа без антракта
Цена: 2.500 руб.
Ближайшие показы: пока нет
Автор: Екатерина Иванова