Найти в Дзене
Наблюдатель

Профессор ВШЭ пудрит мозги слушателям Радио «Комсомольская правда»

Из цитируемого источника
Из цитируемого источника

В эфир Радио «Комсомольская правда» пригласили эксперта в области образования… Откуда бы вы думали? Из Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ «Высшая школа экономики». Человек работает от ВШЭ — той самой, которая по наущению Всемирного банка, ЮНЕСКО и ООН, где сильны позиции США — главного заказчика «реформы» нашего образования, той самой ВШЭ, что без устали ломает наше образования. Ломает и сокрушается, что оно всё ещё держится. Давайте почитаем, что новенького рассказал профессор, как ему удаётся свести концы с концами в планах дальнейшего уничтожения нашей школы. Мои недоумения после моих инициалов А.Ш.

Профессор Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения НИУ «Высшая школа экономики»… Олег Георгиевич не только один из ведущих ученых страны в области управления образованием, но еще и папа девятилетнего мальчика, именно на это поколение новатор и ориентируется, выстраивая новую стратегию в образовании.

А.Ш. Интересно, кто это считает нашего профессора одним из ведущих ученых страны в области управления образованием? Он сам или журналисты КП? Тем интереснее почитать, какой видит школу светило отечественной науки и отец девятилетнего ребёнка. Приведу наиболее забавные выдержки из выступления Олега Георгиевича. Сначала он заявляет, что школа — это часть VUCA-мира…

— Да. Та классно-урочная система, которая придумана, по легенде, Коменским, продолжает существовать. Учитель — царь учебного процесса, который говорит, что правильно и неправильно. Со времен классической гимназии главная ценность – так называемые фундаментальные знания. Но эта школа, к сожалению, все меньше соответствует быстротекущему времени. Но если понять, что школа – это часть VUCA-мира, который нас окружает, то школа меняется, хотя изменения мы часто не замечаем.

КЛИПОВОЕ СОЗНАНИЕ ЭТО ТАК ЗДОРОВО!

— Вы сказали VUCA-мир — это что такое?

— VUCA — английская аббревиатура от слов непостоянство, неопределенность, сложность и двусмысленность (volatility, uncertainty, complexity & ambiguity). Это та реальность, в которой мы живем: когда трудно сказать, что будет завтра, и нет смысла строить стратегии на 10-15 лет. Когда все как бы заточено на то, чтобы жить короткими проектными периодами, а не длительными программами.

А.Ш. Вот она знакомая песенка заказчиков наших образовательных «реформ»! Кто нам только про это не рассказывал! Будто бы 100 лет назад всё было постоянно, определенно, просто и односмысленно! Будто бы тогда точно знали, что будет через 10-15 лет. Итак, живите одним днём, планами до выходных, а стратегией образования будут заниматься такие вот профессора с клиповым мышлением, не понимающие, какую несусветную чушь они несут. А если понимают, то ещё страшнее: это диверсионная работа в интересах нашего стратегического противника…

— Не отрицаю ценность фундаментальных знаний. Но проблема не в том, чему учить, а как учить. Потому что те, кого мы сейчас учим, — совсем другие… Когда говорят об осколочном, клиповом сознании нынешних детей, то закрадывается крамольная мысль: может, у них оно как раз целостное? А мы не понимаем или не успеваем за ними. Подсчитано, что эти дети могут концентрироваться всего одну секунду – в разы меньше, чем миллениалы.

— А нужно ли нам в школе подстраиваться под каждое новое поколение?

— Выскажусь как отец. Мой девятилетний сын говорит: «Не буду писать дурацкие диктанты по английскому, потому что я хочу говорить, а не писать. Не буду решать сорок одинаковых примеров по математике, потому что на втором примере я уже все понял». И так далее. Он проявляет то самое коренное свойство поколения альфа, на которое мы, взрослые, часто не обращаем внимание – самостоятельность и иногда даже самодостаточность. И вторая проблема: как только мы начинаем на «альф» давить, они сваливаются в некую параллельную реальность, и там происходит какая-то своя игра. «Я раньше хотел айфон, а теперь мы все не хотим, потому что мы придумали айфон-3000, который отличается от ваших тем, что выполняет все желания.» И показывает мне изрисованную картонку. Выясняется, что весь второй класс две недели играл с картонными гаджетами. Такая вот реакция на то, что у них в школе попытались отобрать мобильные телефоны. Это очень характерно для альф. Они способны создавать уникальный контент, соединять несоединимое, быть многозадачными. Требуют уважения к персональным ценностям.

А.Ш. Сваливаться в некую параллельную реальность и там играть, уважать персональные ценности — это святое! А на шаг-два вперёд «ведущий ученый страны» посмотрел? Он дальше расскажет про обучение с развлечением. У меня вопрос: а под нож хирурга, обученного с развлечением и с уважением к персональным ценностям, Олег Георгиевич ляжет? Отвечу за него: «Нет конечно! Я же не идиот! Это я рассказываю для тех… с клиповым мышлением, которые могут концентрироваться всего одну секунду. Они же не поймут, что я их дурю». Читаем дальше про обучение с развлечением.

— ...Есть еще одно понятие — эдьютеймент, или обучение с развлечением. Почему-то считается, что это низкий жанр — развлекать детей.

А.Ш. Ну какая же это наука без англицизмов! Заказчики наших образовательных «реформ» стремятся опустить нас до американского идеала. Там в результате обучения с развлечением каждый пятый житель имеет «низкие навыки грамотности». Иными словами, 43 миллиона американцев имеют сложности с чтением и письмом. Обучением с развлечением даёт удивительные плоды. Приведём интересный пример. [2]

-2

Дальше наш профессор пытается доказать, что то, что работало в СССР, то что работает в Сингапуре, ну никак нельзя использовать в России. И то правда! А вдруг получится так же хорошо, как в Сингапуре! Заказчик останется недоволен.

— …Мы часто апеллируем к советскому времени, как к идеальной картинке, которой в те годы, кажется, не было.

— Самое интересное, что советская школа в лучших системах образованиях продолжает жить. Система образования Сингапура в мировых рейтингах одна из первых, а знаменитые сингапурские технологии во многом списаны с советской школы. Более того, я нашел там прямые аналогии с тем, как работало пионерское звено, октябрятская звездочка, как учителей учили физкультминуткам и завоеванию внимания класса — чего сейчас не делают в наших педагогических университетах. Вернуться никуда невозможно, но можно использовать лучшее.

А.Ш. А вот мнение ещё одного специалиста, включённого за рубежом в топ-50 лучших учителей мира. Она сказала: «школа будущего — это где дети учат детей».

— Точнее все люди школы учат всех людей школы.

— Да! Именно так звучало. Что же получается — ученик приходит на занятия и учитель его слушает?

— В том числе. На этом построен метод перевернутого класса, когда новый материал школьники или студенты сначала сами осваивают дома, а на уроках или лекциях постигают истину вместе с учителем или профессором. Их роли начинают взаимопроникать, и уже нет большой разницы между учеником, учителем, родителем, директором.

А.Ш. Ну и зачем извращать в своих интересах методику перевёрнутого класса? Где там «нет большой разницы между учеником, учителем, родителем, директором»? Этого там нет от слова «совсем». Внедрит нам в школы профессор свои фантазии — и заживём? Откуда у этих профессоров уверенность, что мы будем бесконечно долго слушать их невразумительные фантазии про образование? Откуда такое неизбывное желание пудрить мозги людям, обученным в обруганной ими советской школе и умеющим отличать «доказано» от «не доказано». Почему нам нельзя использовать собственный опыт? Неужели только потому, что он советский? Сингапуру можно, а нам — ни-ни?

Источники
1.
Какой станет школа будущего: учителя свергнут с пьедестала.
https://pda.kp.ru/daily/28332.5/4477236/
2. Каждый пятый американец не научился читать и писать. https://fishki.net/anti/3047049-kazhdyj-pjatyj-amerikanec-ne-nauchilsja-chitaty-i-pisaty.html