- Несомненно, произведение Рэя Брэдбери "451° по Фаренгейту" – вечная классика антиутопии. Но какова причина бешеной популярности данной книги, которая остается актуальной и по сей день?
- Автор преподносит нам беспросветную картину развития постиндустриального общества: полное погружение человека в телевидение приводит к утрате собственного мнения и способности мыслить здраво, по-взрослому. Всё, что им скажет правительство, люди будут безоговорочно выполнять, а с редкими инакомыслящими безжалостно расправляется карательная психиатрия. Ограниченность общества этой антиутопии есть результат отсутствия интереса к чтению и познанию мира. В книге не просто отсутствует необходимость в чтении, а даже уничтожаются все письменные издания специальным отрядом пожарных, которые вместо того, чтобы тушить пожары, стали их зачинать. Телевидение успешно служит всеобщему оболваниванию, а чтение и хранение книг преследуется по закону - именно так Брэдбери обрисовывает реальность. Так чем же цепляет этот сюжет, послуживший сценарием для нескольких экранизаций?
- Причиной актуальности произведения является неоспоримое сходство книги с современным миром, которое действительно принуждает задуматься о влиянии чтения на развитие личности. Автору удалось заглянуть на полвека вперёд, чтобы обратить внимание на глобальную проблему, остроумно раскритиковав общество потребления. Помимо этого у книги есть и другие заслуги, а именно – узнаваемый слог Рэя Брэдбери, который красочно описывает историю Гая Монтэга, главного героя антиутопии, и других второстепенных персонажей. Роман получился очень эмоциональный и живой, вызывающий сочувствие и понимание ко всем своим героям.
- В центре повествования – тридцатилетний пожарник, работающий в сфере сжигания книг вот как уже десять лет, не задумываясь о причинах такого отношения к литературе. Но из привычной колеи его выбивает встреча с юной и своеобразной девушкой по имени Кларисса Маклеллан, общение с которой приводит Монтэга к одному неожиданному заключению: он, лишенный тепла и ведущий бездумное существование, не может назвать себя счастливым.
- Жена Гая, Милдред, полностью погруженная в мир телепередач, настаивает на установку телевизионных экранов на все четыре стены гостиной, что обеспечит, по её словам, иллюзию погружения в сериал. Такое помешательство супруги совсем опустошает Монтэга, и он понимает, что их брак со временем превратился в имитацию, лишенную смысла.
- Тяжёлый груз мыслей, неожиданно взвалившийся на Монтэга, заставляет его задавать неуместные вопросы, которые приводят к недопониманию на работе."Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но наоборот, тушили пожары?"
На очередном вызове Гай окончательно впадает в ступор, наблюдая за тем, как хозяйка дома, в котором были найдены книги, отважно принимает смерть, сгорая вместе со своим жилищем. Потрясенный этим поступком Монтэг не может снова выйти на работу, жалуясь на плохое самочувствие, но Милдред не слушала мужа, шокируя его новостью о смерти Клариссы, попавшей в автокатастрофу.
Внезапно Гая посещает его начальник Битти с целью вернуть пожарника в строй. "Мы все должны быть одинаковыми", – твердит Битти. Но Монтэг слишком поздно понимает предупреждение начальника. В его доме уже спрятаны книги, найденные в сожженном жилище. Он во всем признаётся своей жене, но та не поддерживает его.
В поисках того, кто мог бы выслушать его историю, Гай находит старика Фабера, за которым давно следят пожарники. Монтэг узнает о планах по возобновлению печатания книг и о военной угрозе. После разговора Фабер дает Гаю маленький приемник, помещающийся в ухе, для связи и слежки за миром пожарников.
После неудачной попытки привлечь к чтению жену и её подруг Монтэг возвращается на работу, где все собираются на новый вызов. Машина останавливается прямо перед домом Гая, после чего Битти сообщает ему, что Милдред не вынесла выходки мужа и доложила о книгах. По приказу начальника Монтэг своими руками сжигает дом вместе с книгами.
С этих пор Монтэг считается опасным преступником, против которого объявлена война. В это же время начинаются военные действия, о которых говорил Фабер. На время Гаю удалось скрыться, но чтобы доказать общественности, что преступник получил наказание, преследователи убивают невинного человека, выдавая его за Гая Монтэга.
Следуя указаниям Фабера, Монтэг покидает город и встречает людей, которые придумали способ хранить книги, не переступая закон. Они заучивали произведения наизусть, веруя в то, что когда-нибудь их знания снова понадобятся миру.
Над городом, который мгновенье назад покинул Гай, появляются вражеские бомбардировщики и ровняют с землёй некогда великое сооружение человечества, превращая город в кучку пекарского порошка.
Книга – это не просто горючее. В книгах заключена вся история человечества, наше прошлое и наше будущее, наша культура и наше искусство. С помощью "451° по Фаренгейту" Брэдбери призывает людей беречь свою историю, ведь именно на книгах зиждется процветание нашего общества.
*451 градус по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага.