Планирование закупок
Любое предприятие ведет плановую деятельность согласно предварительно разработанным стратегическим планам. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития фирмы на плановый период. На той же основе разрабатываются общефирменные планы развития, бизнес-планы и оперативные планы.
ПРИМЕЧАНИЕ
Общефирменные планы составляются на срок 3-5 лет, являются продолжением стратегического плана и определяют главные задачи развития организации.
Общефирменные планы текущей деятельности – это хозяйственные планы, которые рассчитываются на 1 год. С их помощью товары и услуги производятся и поставляются на рынок.
Текущие планы подразделений дополняют общефирменные планы текущей деятельности и создаются для планирования работы отделов и служб.
Текущее планирование заключается в основном в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.
Планы-программы (бизнес-планы) разрабатываются для реализации конкретных инвестиционных проектов или выполнения программы развития функциональных областей деятельности.
Бизнес-план представляет собой долгосрочный стратегический план деятельности всего предприятия, и его разработка является прерогативой высшего руководства предприятия.
Бизнес-план – это подробный, четко структурированный и тщательно подготовленный документ, описывающий, к чему стремится организация, как она предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после их достижения.
На основе системы планов, созданных фирмой, осуществляются:
- организация запланированных работ;
- мотивация задействованного персонала;
- контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
Программа производства и реализации продукции составляется на основании проведенных маркетинговых исследований, прогнозируемых цен на продукцию с учетом имеющихся и создаваемых производственных мощностей.
В любом бизнес-плане в разделе «Производственный план» в подразделе «Материально-техническое обеспечение» приводятся:
- перечень значимых для организации видов сырьевых ресурсов, а также их поставщиков;
- периодичность приобретения основных видов сырья и материалов;
- требования поставщиков по форме оплаты;
- обоснование и расчет потребности в сырьевых ресурсах, их экономии по сравнению с действующей технологией;
- обоснование схемы материально-технического обеспечения (виды транспорта, средства погрузки, разгрузки и складирования, оптимизация затрат на транспортировку ресурсов);
- обоснование и расчет потребности в топливно-энергетических ресурсах;
- риски ресурсного обеспечения.
Это является основой для разработки Годового плана закупок на предприятии. Содержание плана закупок должно полностью удовлетворять запросам остальных разделов управленческого бизнес-плана. Например, производственный отдел разрабатывает свой план исходя из возможностей приобретаемых активов, финансовый – анализирует и изыскивает наилучшие варианты оплаты той или иной закупки. Важной составной частью плана основных закупок являются отдельные бизнес-планы локальных проектов, связанных с внедрением нового оборудования.
Многие современные предприятия применяют процедуру MRP, результатом которой является график приобретения материалов и комплектующих, использующийся службами закупки для организации процесса закупки.
Планирование потребностей в материалах (Material Requirement Planning – MRP) – это процедура преобразования графика производства конечной продукции в график заказов на закупку комплектующих и материалов и заказов на производство компонентов с учетом требований по срокам и технологии производства конечной продукции.
Процедура данного преобразования строится на основе состава производимого изделия, ведомости материалов, существующих и заказанных запасов, особенностей планирования и т. д.
Данные MRP-планирования являются основой для организации выбора поставщика, согласования договоров и в конечном счете определяют возможность удовлетворения запросов производства. Если возникают проблемы с приобретением всей необходимой для производства номенклатуры материалов и комплектующих, принимается решение о ревизии MRP запланированных производственных заказов или изменении основного производственного план-графика.
Важнейший элемент в политике закупок – анализ цены приобретаемых товаров. Для анализа цены закупок, так же, как и анализа стоимости собственного производства, используются различные виды расчетов:
- простой метод калькуляции (показатель общих издержек делится на показатель производственной продукции);
- калькуляция по эквивалентным показателям (издержки дробятся по отдельным статьям и берутся усредненно);
- постоянная калькуляция (точный учет издержек по каждой операции на базе АСУ).
ВАЖНО
Анализ цен учитывает также дополнительные работы и услуги, например, проведение консультаций, подготовку документации, упаковку, таможенные пошлины, транспортировку и другие.
Система планирования производственных ресурсов (MRP)
При этом применяются следующие виды анализа цены:
- анализ цены по пути от возникновения продукта до его поступления потребителю (постатейной калькуляцией определяют цену – нетто, включая заготовительные расходы);
- анализ цены, рассчитанной по общей стоимости произведенной работы, и услуг (здесь дополнительно учитывают расходы на контроль, хранение, финансирование);
- анализ цены на основе полезности продукта (на базе субъективных оценочных критериев определяется, сколько данный продукт или услуга может стоить на рынке);
- анализ цены при тенденции ее повышения на аналогичные товары (с помощью расщепления издержек на первичные, в расчете на единицу продукции в настоящий момент и последующие издержки – для расчета цены на определенную партию продукции);
- анализ цены (с помощью кривой освоения новой продукции);
- анализ цены во временном периоде (сравнивается старое и новое коммерческое предложение, при этом учитываются изменения в используемом сырье, затратах, рыночных отношениях и пр.);
- анализ цены по первичным издержкам на единицу продукции;
- анализ с помощью скользящих цен (применяется в основном при разработке долгосрочных договоров при лихорадочном изменении цен);
- анализ цен на основе открытых данных (курс валют, биржевые курсы, таможенная статистика и пр.).
При осуществлении закупок покупатель не обязательно должен рассчитывать составляющие цены получаемого товара, однако в последнее время все чаще между покупателем и продавцом происходит обмен данными, содержащими составляющие издержек производства и другие элементы, из которых слагается цена продукта закупок. Особенно широкое применение такая практика получила при заключении долгосрочных договоров о поставках.
ВНИМАНИЕ
Транспортные расходы также находятся в поле зрения органов материально-технического обеспечения. Принимаются во внимание не только дальность перевозок, но и вид транспорта, скорость доставки, партионность грузов, способ их упаковки, методы перегрузки в случае смешанных сообщений.
Помимо транспортных расходов значительные затраты вызывает хранение материалов. Здесь снабженческая деятельность имеет однозначную цель – обеспечить эффективное выполнение производственной задачи за счет сведения, по возможности до минимума, объема запасов. Необходимо отметить, что в настоящее время, в условиях отсутствия дефицита на подавляющую долю сырья, полуфабрикатов и различных комплектующих элементов в развитых странах, органы снабжения не ощущают потребности в создании излишних запасов (такая потребность стихийно формируется при существовании дефицита).
Тем не менее было бы неправильно считать, что в сфере производства отсутствуют побудительные причины создавать излишние запасы. Конъюнктурные и сезонные колебания цен, инфляция, изменение политико-экономической обстановки в производящих сырье регионах мира и другие факторы могут быть такими стимулами.
Выбор поставщика
Важной функцией служб снабжения различных фирм является поиск и выбор поставщика для компании. Выбор каналов закупки может осуществляться следующими способами:
- Анализ возможных вариантов и предложений осуществляют сотрудники фирмы, отвечающие за закупки. Выбирают поставщика исходя, прежде всего, из наиболее низких закупочных цен, делают заказ, следят за его выполнением и стараются разрешить возникающие проблемы. Все вопросы обычно решаются с помощью современных средств связи, обмен официальной документацией сведен к минимуму.
- Коллегиальное обсуждение возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок компании, так и на уровне взаимодействия вышеназванного отдела с производственным и отделом контроля качества продукции.
- Привлечение фирм-посредников за предварительно оговоренную плату, которые находят возможных поставщиков или потребителей продукции, дают консультации по юридическому и финансовому аспектам предполагаемых сделок. Такая потребность в организации снабжения появляется при диверсификации производства и разработке принципиально новой продукции, а также осуществлении закупок по импорту или в не изученном фирмой регионе и тому подобных ситуациях.
Как правило, посредническая компания имеет достаточно обширную информацию о возможностях потенциальных поставщиков с точки зрения программы выпуска их продукции, ее качества, быстроты реализации полученных заказов. В других случаях, получая полномочия, посредники берут на себя организационную и финансовую сторону соглашения за оговоренный процент прибыли или некоторую долю от суммы контракта, тогда они следят за количеством и качеством поставок, заботятся о своевременной доставке, могут предоставлять услуги по складированию, комплектованию, упаковке, сортировке и другим вспомогательным операциям.
Предприятие может осуществлять закупки следующими методами:
- зaкyпкa тoвapa oднoй пapтиeй;
- рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями;
- ежeднeвныe (eжeмecячныe) зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям;
- пoлyчeниe тoвapa пo мepe нeoбxoдимocти;
- зaкyпкa тoвapa c нeмeдлeннoй cдaчeй.
Зaкyпкa тoвapa oднoй пapтиeй пpeдпoлaгaeт пocтaвкy тoвapoв бoльшoй пapтиeй зa oдин paз (oптoвыe зaкyпки).
Пpeимyщecтвa:
- пpocтoтa oфopмлeния дoкyмeнтoв;
- гapaнтия пocтaвки вceй пapтии;
- пoвышeнныe тopгoвыe cкидки.
Нeдocтaтки:
- бoльшaя пoтpeбнocть в cклaдcкиx пoмeщeнияx;
- зaмeдлeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa.
Рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями – зaкaзывaeтся нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя пapтиями в тeчeниe oпpeдeлeннoгo пepиoдa.
Пpeимyщecтвa:
- ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa;
- тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий;
- дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний;
- coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки.
Нeдocтaтки:
- вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв;
- нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaзe.
Ежeднeвныe (eжeмecячныe) зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям иcпoльзyются тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиe cвeдeния:
- пoлный пepeчeнь тoвapoв;
- кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нa cклaдe;
- тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв.
Пpeимyщecтвa:
- ycкopeниe оборачиваемости кaпитaлa;
- cнижeниe зaтpaт нa cклaдиpoвaниe и xpaнeниe;
- cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.
Пoлyчeниe тoвapa пo мере необходимости – мeтoд пoxoж нa peгyляpнyю пocтaвкy тoвapoв, нo xapaктepизyeтcя cлeдyющими ocoбeннocтями:
- кoличecтвo пocтaвляeмыx тoвapoв нe ycтaнaвливaeтcя, a oпpeдeляeтcя пpиблизитeльнo;
- пocтaвщики пepeд выпoлнeниeм кaждoгo зaкaзa cвязывaютcя c пoкyпaтeлeм;
- oплaчивaeтcя тoлькo пocтaвлeннoe кoличecтвo тoвapa;
- пo иcтeчeнии cpoкa кoнтpaктa зaкaзчик нe oбязaн пpинимaть и oплaчивaть тoвapы, кoтopыe eщe тoлькo дoлжны быть пocтaвлeны.
Пpeимyщecтвa:
- oтcyтcтвиe твepдых oбязaтeльcтв пo пoкyпкe oпpeдeлeннoгo кoличecтвa тoвapoв;
- ycкopeниe oбopoтa кaпитaлa;
- минимyм paбoты пo oфopмлeнию дoкyмeнтoв.
Зaкyпкa тoвapa c нeмeдлeннoй cдaчeй пpимeняется при нeчacтых пoкyпкaх иcпoльзyeмыx тoвapoв, кoгдa нeвoзмoжнo пoлyчaть иx пo мepe нeoбxoдимocти. Тoвap зaкaзывaeтcя, кoгдa oн тpeбyeтcя, и вывoзитcя co cклaдoв пocтaвщикoв. Нeдocтaтoк – yвeличeние издepжeк, cвязaнныx c нeoбxoдимocтью дeтaльнoгo oфopмлeния дoкyмeнтaции пpи кaждoм зaкaзe, мeлкими paзмepaми зaкaзoв и мнoжecтвoм пocтaвщикoв.