75 лет назад, 20 сентября 1946 года, прошло открытие первого Международного кинофестиваля в Каннах. Тогда на французском курорте не было ни Дворца фестивалей и конгрессов с его знаменитой красной дорожкой, ни главной награды — «Золотой пальмовой ветви». На фестивале царила миролюбивая атмосфера и никто не рвал друг другу глотки за призы. Война с фашистами уже закончилась, а холодное противостояние с коммунистами только зарождалось, поэтому в Каннах была даже советская де легация.
Тогда за 17 дней зрители увидели 46 фильмов, а призы разделили 11 картин, среди них советский фильм «Великий перелом» режиссера Фридриха Эрмлера. Но почему же сейчас все проходило в сентябре? До 1951 года фестиваль проводился в начале осени, но затем его перенесли на весну, чтобы не идти впритык с Венецианским. Мы решили вспомнить 5 известных экранизаций литературных произведений, которые в разные годы были включены в программу, либо получали призы главного кинофестиваля Европы.
«Дама с собачкой» (1960, Иосиф Хейфиц)
Пьеса Чехова о превратностях любви у Иосифа Хейфица получилась чрезвычайно лиричной и даже поэтической. Наверное, по этой причине фильм включили в конкурсную программу кинофестиваля и отдали приз и приз жюри с формулировкой «За высокое человеческое достоинство и исключительное качество».
Актерский дуэт Алексея Баталова и Ии Савиной сделали экранизацию «Дамы с собачкой» запоминающейся. После нее выйдет еще множество картин, но они всегда будут позади этой. Кстати, сам режиссер затем не один раз обращался к творчеству Антона Павловича. Хейфиц снял «В городе С.», основанный на рассказе «Ионыч» и «Плохой хороший человек» — его киноинтерпретацию «Дуэли». Правда, в Канны они так и не отправились.
«Апокалипсис сегодня» (1979, Фрэнсис Форд Коппола)
Сценарист этой экранизации Джон Милиус в студенческие годы получил мотивацию на годы вперед благодаря реплике одного преподавателя. Тот утверждал, что никому еще не удавалось снять добротный фильм по повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Главный герой отправляется в Центральную Африку по указке компании, чтобы вернуть домой одного из агентов, занимающегося сбором слоновой кости.
Действие ленты, основанной на прозе Конрада, переносится в Индокитай конца 60-х, чтобы показать войну во Вьетнаме. Главным героем становится капитан Бенджамин Уиллард, которому нужно добраться до Камбоджи. Там он обязан устранить полковника Курца, который, по слухам, безумен и уже уничтожил несколько нужных американскому правительству вьетнамцев. Картина Кополлы получила «Золотую пальмовую ветвь», два «Оскара» и три «Золотых глобуса».
«Королева Марго» (1994, Патрис Шеро)
Экранизация одноименного романа Александра Дюма, которое является высказыванием на тему религиозной войны во Франции в 1572 году, была настоящим событием Каннского кинофестиваля в 1994 году. Заслуга этому — отличие от романа «Королева Марго». По сюжету, католичку Маргариту де Валуа выдают замуж за главу протестантов Генриха Наваррского. Во время венчания, заканчивающегося кровавой резней Варфоломеевской ночи, девушка спасает раненого протестанта и влюбляется в него, но они не могут быть вместе.
В фильме присутствовали молодежный сленг в диалогах и репликах, откровенные наряды, а еще высокая концентрация плоти и крови. Впервые экранизация околоисторического романа была представлена в подобном ключе. В итоге лента Патриса Шеро увезла из Канн два приза, а затем выиграла пять «Сезаров» и была номинирована на «Оскар».
«Пианист» (2002, Роман Полански)
Роман выдающегося польского пианиста и композитора Владислава Шпильмана повествует об испытаниях, выпавших на его долю в период Второй мировой войны в Варшавском гетто. Шпильман не просто боролся за свою жизнь, но и помогал сопротивлению. При этом его судьбу решил один немецкий офицер, который позволил герою «Пианиста» спастись.
Экранизация такой истории — глубоко личная работа для Романа Полански, который выживал в краковском гетто во время войны, пока его мать была в нацистском концлагере. В фильме есть множество деталей, которые он вспомнил из своего детского военного опыта. Присуждение «Золотой пальмовой ветви», а затем и трех «Оскаров», было лишь делом времени.
«На дороге» (2012, Вальтер Саллес)
Создание экранизации «На дороге» Джека Керуака было неуловимой фантазией для многих кинематографистов за 55 лет, прошедших с момента публикации книги. Культовый психологический роман-путешествие — настоящая ода битникам. Это история юношеских поисков, тоски и стремления к опыту и правде горстки хипстеров, которые с энтузиазмом экспериментировали с чем можно и с чем нельзя.
Бразильский постановщик Саллес говорил, что работал над лентой около восьми лет, пытаясь погрузиться в ту эпоху. Поэтому об отсутствии уважения к авторскому тексту не может быть и речи. Правда, в итоге картина была принята на фестивале без особых восторгов и не удостоилась наград. Тем не менее Кристен Стюарт, наконец, избавилась от образа Беллы из «Сумерек».
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!