Найти в Дзене
Дикий Журнал

Постановка целей в природной фотографии

Мы привыкли себе ставить себе цели и расставлять приоритеты. На основании этого построена вся наша жизнь. В природной фотографии все то же самое. Мы определяем, что мы хотим снимать, куда поехать и какие конкурсы выиграть. Даже если мы не формулируем это явно в таком виде.

Но те ли это цели которые мы на самом деле хотим достигнуть?

Случаи, когда человек занимается природной фотографией через силу, я рассматривать не буду. Потому что мне сложно это представить. В отличие от многих других видов деятельности. Все-таки ели мы лезем в болото, горы и сугробы. И сидим там в ожидании кадров то это обычно происходит от большой любви, а не из необходимости.

То есть то, что нам нравится сам процесс можно принять за входную информацию.

Но что дальше? За нашим желанием выиграть конкурс или посетить то или иное место стоит зачастую другая цель. То что тревожит нас на самом деле. Попробуем рассмотреть примеры цепочек наших целей. Куда нас они нас приведут.

Пример - Цепочка №1

Часто озвучиваемая цель "Я хочу выиграть конкурс Х"

-2

Зададим вопрос: для чего нам это (и подспудно почему именно его?)

1. Причины сугубо внутренние. Мы хотим что-то доказать себе. Как борьба с каким-то нашим комплексом. Не самый лучший вариант, на мой взгляд, учитывая, что все конкурсы субъективны. Тут гораздо эффективнее реализация своих собственных проектов.

-3

2. Мы рассматриваем это как маркер нашего развития. Тогда мы можем выстраивать цепочку целей. В этом году побеждаем в России. В следующем один из Европейских конкурсов. И в завершение скажем WPY как некая вершина природной фотографии. Но данное направление не самодостаточное. Маркер не должен заменять реальный рост. Опять-таки лучше выбрать целью определенные виды съемок. И оценивать успех надо относительно реальных возможностей этот кадр сделать. Такой подход поможет избежать разочарований.

-4

3. На самом деле мы хотим найти аудиторию, через аудиторию конкурса. Для чего?

3.1. Мы хотим монетизировать свою деятельность. Каким образом тут должен помочь конкурс по вашему мнению?

3.1.1. Вы планируете показать свой статус другим фотографам и потом продвигать свои мастер-классы, туры и так далее. Это рабочая модель и есть успешные примеры. Конкурсы для вас в этом случае выполняют и рекламную площадку, так как ваши потенциальные клиенты на тех же сайтах конкурсов. Единственный совет - выбирайте в приоритете те конкурсы, где большая часть вашей потенциальной аудитории. (Как минимум Россия/ не Россия).

-5

3.1.2. Вы планируете продавать сами фотографии. Конкурсы природной фотографии тут напрямую вам не помогут. Они слишком узкоспециализированные. Может быть косвенная польза, если конкурс сам активно продвигает своих победителей.

3.2. Мы хотим привлечь внимание к какой-то проблеме. Например экологической. Тут может быть эффект, но нужно выбирать тогда площадки с наибольшей аудиторией и с максимальным представлением и широкой общественности и различного уровня управляющим структурам. И тут крупный фестиваль даст много очков вперед конкурсу.

3.3. Аудитория вам нужна сама по себе. Вам важно сам факт внимания. Тут опять-таки сугубо внутренняя причина. И вместо конкурса, где период внимания очень короткий, куда лучше подойдут соц. сети и сайты с большой аудиторией. К тому же тут можно выбрать именно те, которые лучше подходят - чисто фотографически, описательные и т.д.

4. Мы ищем свое место в природной фотографии. И через конкурсы пытаетесь найти связи, общение, свой круг. На ранних этапах Золотая Черепаха была мощнейшим инструментом для этого в нашей стране, когда сообщество формировалось почти с нуля. Но сейчас есть варианты куда лучше. Есть действующие организации, коллективы, сообщества. И через них можно найти себя куда проще и быстрее. И простой совет - не придумывать себе препятствий, а сразу перейти к общению.

-7

5. Конкурс должен позволить вам получить статус для возможности реализации своего проекта. Здесь понятно, что вы имея статус имеете больше шансов договорится и со спонсорами и с охраняемыми территориями. Но можно выделить здесь разные варианты. И во многих случаях, конкурсы далеко не самый лучший вариант. В ООПТ можно попасть либо через взаимодействие с журналом или в нашей стране от Союза Фотографов Дикой природы. Ну а для спонсоров часто важнее количество подписчиков на ваших ресурсов.

6. Конкурсы это азарт. Как в любых играх. И часто желание выиграть конкурс, это часть желания играть. Я сам достаточно много времени получал удовольствие именно от азарта в конкурсах. Ставка, участие, розыгрыш... и если повезет победа. Процесс в принципе самодостаточный. И есть специальные сайты, собирающие десятки и сотни тысяч человек ради постоянного участия в конкурсах на базе фотографии.

-8

7. Ну и наконец, мы хотим оправдать наши действия перед самим собой. То есть, когда мы занимаемся, не тем чем хотим в данный момент, и убеждаем себя самого важностью происходящего. А ведь гораздо лучше найти новую цель в своей деятельности. Социальную, экологическую. Или же можно просто получать удовольствие, не нажимая на кнопку!

Пример - Цепочка №2 - "Я хочу поехать в место N"

Так как мы говорим о природной фотографии, то логично было бы предположить, что цель не просто посетить какое-то место. Но и сделать фотографии либо каких-то конкретных животных, либо снять определенный вид. При этом как мы понимаем, что все это в реальности привязано к сезонным изменениям. Чтобы быть более конкретным, я буду брать примеры из своего опыта.

1. Я очень хотел увидеть ход сардин своими глазами. Почувствовать, как это происходит. Но я отдавал отчет что это большая природная лотерея. И ориентировался исключительно на получение впечатлений. И для внутреннего спокойствия я должен был иметь возможность сказать себе "я это видел". Такая постановка диктовала мне условия - по мимо времени (пары недель в июне, когда вероятность увидеть все на пике максимальная). Я искал варианты чтобы поехать с близкой мне компанией. В итоге поездка принесла только превосходные впечатления.

2. Мы с моим другом хотели увидеть и снять под водой кита. Именно объект съемки выходил на первое место, и уже место и время подбирались именно под это. В результате был выбран самый гарантированный с точки зрения "увидеть" и с точки зрения "снять под водой" вариант - Королевство Тонга, сентябрь. Я был во многих местах, где есть киты, но так чтобы даже не умеющий плавать пенсионер смог воплотить подобный план в жизнь - Тонга безусловно №1.

3. Я хотел посетить .. далее по списку Командоры, Курилы, Монерон. Тут был интерес именно к месту. Изначально по каждому из них у меня была только общая и достаточно ограниченная информация. И данный вариант включал в себя несколько последовательных целей:

  • найти достоверную информацию из первых рук
  • найти контакты на месте, с которыми можно уже решать вопросы по поездке
  • на основании этого принять решение о том, что место действительно стоит вложения сил, времени и средства
  • выбрать период, продолжительность и уже под это искать бюджет

Дальше исходя из наших реалий даже при хорошем планировании приходится на месте уже прикладывать много усилий, чтобы все подготовительные мероприятия не пошли прахом. То таможня вмешается, то погода, по административные проблемы... а иногда и вирус..

Но в итоге во многом благодаря понимаю того, что я хочу на самом деле. Все экспедиции получились, и получились удивительными и незабываемыми.

4. И последний вариант, который я для себя обычно не рассматриваю, это когда цель сделать одну конкретную фотографию (или серию). Тогда место выбирается так, чтобы максимизировать шанс, или же получить наилучшие возможности. Чтобы не вышло, что в нужное время между вами и фотографией вашей мечты будет стоять и делать селфи группа из 30 непонятных туристов...

Выводы:

Таким образом можно говорить, что постановка задачи должна быть осознанной. Это позволит вам добиться лучших результатов. И именно тех, которые вам нужны. И в значительной степени снизит шанс разочароваться и в себе и в фотографии.