Раньше как было? Эта модель - отличная, эта - дешевая. Ты покупаешь либо нашу Вятку, либо немецкую машинку-автомат и радуешься. До этого и выбора-то не было. Есть в продаже - берем. Даже когда ассортимент в магазине радовал выбором, были четкие критерии, а из уст в уста передавали название моделей, которые надо брать.
Нам сейчас предстоит выбрать несколько экземпляров бытовой техники, а задача-то непростая.
Технические характеристики
Вот, допустим, нам нужна стиральная машина. У всех моделей сейчас множество режимов, но при этом заявляются дополнительные функции. Нужна ли функция обработки паром? А нужна ли коммуникабельная модель, которая будет общаться с вашим смартфоном и выдавать собственное мнение по выбору режима? Еще недавно я бы на оба вопроса ответила отрицательно, но ведь покупается машина не на год-два. Вдруг через 5 лет окажется, что именно общения со стиральной машиной мне не хватает для счастья?
А так-то все просто - чтобы была короткая стирка, стирка деликатных вещей, включая пуховики и подушки, и стирка шерстяных вещей. Чтобы была функция замачивания, я ей пользуюсь для стирки детских вещей и отложенная стирка, чтобы тратить электричество по дешевому тарифу, а достирала машинка не ночью, а утром. И сушка. Ведь я же хочу машинку с сушкой. Писала уже про это.
Бюджет
Даже если есть деньги, чтобы купить любую модель на рынке, как правило, на них существуют другие планы. И сколько мы готовы потратить - понятие не сильно растяжимое.
Производитель
Не успела я привыкнуть к тому, что LG выпускает топовые модели, Midea - всемирно известный китайский бренд с неплохой репутацией, как подруга рассказала, что купила бытовую технику Weissgauff... А еще в выборке попались Schaub Lorenz, Scandilux, Vestfrost... Сплошные темные лошадки. Брать знакомый или не известный, но дешевле?
Отзывы
И вот наступает самая сложная часть. Как человек, который 20 лет пишет в том числе про технику, я регулярно получала предложения об упоминании или тестировании. А последние 5 лет появились запросы на написание отзывов, причем от крупных и имеющих хорошую репутацию брендов. Один раз я согласилась принять участие в подобной акции, потому что сперва это выглядело, как обычный познавательный мастер-класс, по итогам которого надо было сделать публикацию. На таких мероприятиях можно узнать новое не только про бренд, но и про технологии и функции. Однако после окончания мастер-класса всех попросили написать отзывы на конкретные продукты. Причем на те, которых на мастер-классе не было. А это - самые обычные проплаченные отзывы.
Сюда же можно отнести отзывы, чтобы получить скидку, отзывы, чтобы принять участие в розыгрыше и тому подобное.
Начинаю читать мнения покупателей на сайтах и думаю, а есть ли хоть кто-то, кто искренне радуется выбранной модели? Модели, у которых если 5 звездочек, то они не по заказу?
Не пора ли остановиться, выбрать что-то и надеяться на гарантийный срок, защиту покупателей и силы ввязываться в отстаивание своих прав, если придется?
Негативные отзывы
Обычно негативные отзывы снижают рейтинг товара, но если они есть - это почти верный признак того, что отзыв реальный. Происки конкурентов малозначительны и скорее всего неинформативны. Например, «Покупать не стоит. Фигня» или «Дорого» - не говорят ни о чем. А информация о том, что сложно собирать, быстро садится аккумулятор, сложно держать зажатой кнопку во время работы или шнур выскакивает и приходится фиксировать, как любая другая конкретика - это то, на что стоит обращать внимание.
К сожалению, если товар не очень массовый, негативных отзывов может вообще не быть.