Найти тему
Наша история это Гордость

Этот самолет был проклятием фашистов. Ил-2 атакует врага

Сергей Владимирович Ильюшин
Сергей Владимирович Ильюшин

Порой авторы забывают, что ВВС осуществляют поддержку наземных войск, которые и фиксируют Победу. Намного важней не подсчет побед и количество потерянной техники, что по сути оценить достоверно невозможно, а взаимодействие родов войск на поле боя. И учитывая это, хочется вспомнить про легендарный Ил-2, который был разработан конструктором Ильюшиным перед войной. В целом, производство самолета с броней до 12 мм считалось утопичным, как на Западе, так поначалу и в СССР. Тяжесть бронированных листов уменьшала скорость и маневренность. Но вот Сергей Владимирович с этим был не согласен и конструировал машину по ночам в свое свободное время.

-2

По ночам работали и в лабораториях, разрабатывая новую броню для самолета. В итоге, благодаря настойчивости конструктора и его коллег, самолет начал поступать в войска накануне Великой Отечественной Войны. Штурмовик имел реактивные снаряды Р-82 и пушку 20 мм, далее применялось орудие калибром 37 мм, так же были пулеметы и бомбы. Приводил в движение машину двигатель в 1625 л.с., который компенсировал тяжесть самолета. Причем первые машины были одноместные. А первые бои летом 1941 года для Ил-2 были неудачными. Ведь экипажи не успели пройти должное обучение по эксплуатации данной машины, отсутствовала и тактика применения штурмовиков.

 
Звено Ил-2М над Берлином в 1945 году.
Звено Ил-2М над Берлином в 1945 году.

В свою очередь, захватив одну из машин, немцы установили незащищенность тыловой части самолета. Причем перед войной конструктор предвидя это настаивал на размещение еще и стрелка, но его не послушали, посчитав что на этом месте стоит разместить емкость с топливом, для увеличения дальности полета. И это приводило к потерям. Сталин вновь вызывает Ильюшина, признает ошибку, и дает команду разместить второго стрелка в кабине. Интересный факт, в самолет брали с собой собак, так как они раньше человека слышали гул приближающихся самолетов, и сообщали об этом пилоту своим поведением. Да, в начале войны Илы часто становились жертвами ПВО и авиации врага, поэтому звания героя давали всего за 30 вылетов, но к экватору ВОВ требовалось уже 80 боевых вылетов. К этому времени Ил-2 имели обязательное прикрытие, а в их арсенале появились бомбы ПТАБ, которые стали самым настоящим несчастьем для панцерваффе.

Звено Ил-2М над Берлином в 1945 году.
Звено Ил-2М над Берлином в 1945 году.

Особенно эффективно показали себя штурмовики из 3-й воздушной армии в ходе операции Багратион. Порой советские машины испепеляли колонны противника, и тому много фото- и видео- подтверждений. Фатальным был удар штурмовиков и по позициям артиллерии, особенно если она находилась в глубине обороны. Это облегчало задачи наступающим частям РККА. Наносили удары Ил-2 по морским целям, а так же прикрывали десантные операции. Кстати, был случай, когда самолет вернулся на базу с 500 пробоинами, и вскоре был восстановлен и продолжил бой. Всего за годы Великой Отечественной было произведено 36153 самолетов, это абсолютный мировой рекорд. Из них было потеряно 23.6 тыс. машин. Причем боевыми потерями засчитали только 12.4 тыс. штук, людские потери составили около 8 тыс. летчиков и стрелков.