Найти тему

Логистика закупок 1

Оглавление

Механизмы закупочной логистики

Современная концепция материально-технического снабжения предприятия должна строиться на основе логистики, куда входит управление материальными потоками и управление запасами.

Логистический подход позволяет вести комплексный учет всех затрат, регламентировать ввоз и хранение материальных ресурсов, что обеспечивает экономию ресурсов, снижение себестоимости, рост прибыли, платежеспособности и финансовой устойчивости.

ВАЖНО

Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач.

Механизм функционирования закупочной логистики состоит в решении следующих типовых задач:

  • определение предмета (структуры) закупок;
  • выбор поставщика;
  • определение объема закупок;
  • условия закупок.

Задача определения предмета закупок решается совместно с производственным отделом и инженерной службой компании, т. е. определяются потребности в сырье и материалах, их качественные и эксплуатационные характеристики, параметры спецификации. Вся эта информация поступает в отдел снабжения (закупок).

ВНИМАНИЕ!

Выбор поставщика требует глубокого анализа рынка интересующей фирму продукции, существующих и потенциальных поставщиков; предпочтение отдается наиболее перспективным и эффективным из них. Данный вопрос находится полностью в компетенции работников отдела снабжения.

Объем закупок определяется по согласованию с другими отделами (производственным, складским, финансовым, бухгалтерией). Совместно с производственным отделом определяется требуемое количество материальных ресурсов. Проверяется наличие данного товара на складе (если склад находится в ведении отдела снабжения). Если на складе этой продукции нет (или ее недостаточно), объем закупки необходимо согласовать с финансовым отделом.

Условия закупок согласуются с поставщиками, уже предложившими свои варианты, и отделом снабжения. В решении данного вопроса могут участвовать и работники других отделов (финансового, логистики и т. д.). Решение данной задачи означает, что будут определены такие параметры, как цена, условия оплаты и доставки, сроки и т. д. Иногда для описания условий поставки используют термины ИНКОТЕРМС.

ПРИМЕЧАНИЕ

«Инкотермс» – базисные условия поставки товаров в договорах купли-продажи товаров (чаще во внешнеэкономической деятельности),  систематизированы Международной Торговой Палатой (Париж) в ее издании “INCOTERMS 2000” (публикация № 560). С момента создания «Инкотермс» в 1936 году они корректировались в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 годах. Последняя редакция учитывает развитие зон, свободных от таможенных пошлин, внедрение в практику торговли электронной связи и изменения в практике перевозок грузов. Текст издания 2010 г. по сравнению с редакцией 1990 г. существенно изменен. Следует отметить, что «Инкотермс» является нормативным документом в том случае, если на них сделана прямая ссылка в контракте и при этом в контракте не предусмотрено иного, чем в тексте «Инкотермс».

Любое предприятие в той или иной мере разрабатывает свою собственную закупочную стратегию.

Стратегия снабжения материальными ресурсами предприятий

-2

Основные цели закупочной логистики:

  • Необходимость обеспечения непрерывного потока сырья, поставок комплектующих и предоставления услуг, необходимых для работы компании.
  • Сведение инвестиций, связанных с запасами, и расходов к минимуму.
  • Поддержание и повышение качества закупаемой и выпускаемой продукции.
  • Поиск компетентных и надежных поставщиков.
  • Приобретение по возможности многофункциональных товаров.
  • Соблюдение принципа «цена–качество» в процессе закупки.
  • Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и всего предприятия в целом.
  • Достижение гармоничных отношений, эффективного сотрудничества с другими функциональными подразделениями компании.
  • Снижение административных расходов.

В промышленно развитых странах существует отработанный более или менее стандартный механизм материально-технического обеспечения.

ПРИМЕР

Материальное обеспечение производственного процесса обрабатывающих отраслей в Германии основано на системе складов предприятий-поставщиков, центральных складов и складов снабжаемых предприятий.

Традиционная система организации материального снабжения в Германии основана на принципе хранения запасов. В этом случае не требуется оформление документа о получении необходимого для производства материала из запасов собственного склада. На складе подбираются нужные материалы и передаются посредством системы транспортировки получателю либо доставляются прямо на рабочие места.

В случае если требуемый предприятию материал отсутствует на подручном складе, делается запрос в орган закупок. На основе запроса закупочный орган оформляет заказ и посылает его поставщику. Поставщик принимает заказ и обеспечивает отправку товаров.

На предприятие-заказчик отправляются крупные партии материалов, как правило, посредством автомобильного или железнодорожного транспорта. Заказанные грузы по мере их поступления принимают на центральном приемном пункте компании. Здесь проверяют качество материалов, их соответствие заявке по количеству и номенклатуре. После оформления соответствующих документов о поступлении товаров они доставляются на отдельные производства.

Управление цепями поставок

Как уже было сказано, целью логистики закупок является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. При этом решаются задачи:

  1. Выдерживание обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих изделий (материалы, закупленные ранее намеченного срока, ложатся дополнительной нагрузкой на оборотные фонды предприятий, а опоздание в закупках может сорвать производственную программу или привести к ее изменению).
  2. Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них (избыток или недостаточное количество поставляемых товарно-материальных ресурсов также негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении балансового оптимума).
  3. Соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих изделий.
-3

Общие цели закупочной логистики соответствуют правилам логистики:

  • получать необходимое по качеству и количеству сырье,
  • в нужное время,
  • в нужном месте,
  • от надежного поставщика, своевременно отвечающего по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее),
  • по выгодной цене.

Значение деятельности по организации и управлению закупками можно рассматривать в аспектах:

оперативном – ежедневные операции, традиционно связанные с закупками и направленные на избежание дефицита, отсутствия материальных ресурсов или готового продукта;

тактическом – снабжение (закупки), решения – что, сколько, у кого, на каких условиях закупить;

стратегическом – собственно сам процесс управления закупками, связи и взаимодействия с другими отделами компании, внешними поставщиками, потребностями и запросами конечного потребителя, планирование и разработка новых закупочных схем и методов и т. п.

Потенциал стратегической сферы закупок велик и зависит от знаний о таком потенциале у руководства компании, от способности эффективно распределять корпоративные ресурсы. Обязанность тех, кто уполномочен управлять функцией снабжения, – повсюду находить стратегические возможности и привлекать к ним внимание высшего исполнительного руководства компании.

Практически новое отношение к функции снабжения реализуется через разработку плана или основных положений стратегии закупок.

Политика снабжения вырабатывается на основании анализа двух аспектов:

  • важности предполагаемой закупки (с точки зрения ее потенциального воздействия на характеристики производимой продукции, сокращение производственных издержек, прибыли);
  • особенностей рынка поставок – ограниченности рыночных возможностей, наличия барьеров на пути проникновения на рынок, монопольного или олигопольного характера рынка закупаемой продукции и т. д.

Руководство снабжением, опираясь на вышеназванные факторы, оценивает позицию своей фирмы по отношению к поставщикам путем систематического анализа возможностей потенциальных поставщиков и требований со стороны своей компании.

На основании анализа создается набор вариантов поведения фирмы по отношению к поставщикам в конкретных рыночных зонах. Отдел снабжения при той или иной стратегии выполняет свою постоянную задачу и выявляет новые источники поставок.

Один из ключевых вопросов материально-технического снабжения промышленных фирм в западных странах – качество поставляемого сырья и комплектующих изделий. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на конкуренцию среди потенциальных поставщиков на внутреннем и международном рынках, проблема качества материальных ресурсов стоит достаточно остро.

Управление материальными ресурсами

Материальные ресурсы в широком смысле слова представляют собой совокупность вещественных условий воспроизводства. Первоисточником материальных ресурсов является природа, хотя в реальной жизни все материальные ресурсы создаются в процессе целесообразной деятельности человека и являются продуктом труда в вещественной форме. Сущность материальных ресурсов определяется тем, что они являются материально-вещественной основой жизнедеятельности человека и общества.

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т. е. тех средств производства, которые:

  • полностью потребляются в каждом производственном цикле;
  • целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию;
  • меняют или теряют свои потребительские свойства в процессе производства.
-4

Материальные ресурсы – это:

  • сырье;
  • основные материалы (материалы, входящие в продукт и составляющие его основу);
  • вспомогательные материалы (потребляемые в процессе обслуживания основного производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств);
  • полуфабрикаты;
  • комплектующие изделия (могут быть приобретены со стороны  или произведены на предприятии);
  • незавершенное производство (предметы труда, незаконченные обработкой в данном цехе);
  • деталь (готовая часть механизма, используемая при сборке готовой продукции);
  • узел (сборочная единица из 2-х и более деталей);
  • блок (укрупненные сборочные единицы);
  • готовые изделия (соответствующие всем требованиям ГОСТа);
  • система (совокупность устройств).

Классификация материальных ресурсов происходит выделением их отдельных групп по различным признакам  в связи с их многообразием и по-разному используемых в процессе производства. Она необходима для выявления и обоснования потребности в них, установления рациональной специализации, эффективной политики управления и учета.

Имеется большое разнообразие признаков классификации материальных ресурсов:

  • по происхождению (природные, промышленные);
  • по степени использования (возобновляемые, невозобновляемые);
  • по степени изменения исходных природных свойств (традиционные, модифицированные) и т. д.

Существует единый классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности в целях проведения таможенных операций.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) разработана Всемирной таможенной организацией и принята в качестве основы для товарной классификации в Евросоюзе и других странах.

Классификация материальных ресурсов

-5

Суть классификатора ТН ВЭД состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код, который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин.

Система цифровых кодов в ТН ВЭД позволяет представить всю необходимую информацию в удобной форме для сбора, передачи, в практической деятельности, в автоматизированной системе. ТН ВЭД предусматривает 5 уровней детализации товаров:

  • 1 уровень раздела (например, возьмем отрасль сельского хозяйства);
  • 2 уровень – группы (зерновые культуры);
  • 3 уровень – товарные позиции (зерновые делятся на рожь, пшеницу);
  • 4, 5 уровни – более низкие уровни детализации (пшеница твердых сортов).

Основные критерии, которые используют для классификации:

  • 1 – материал, из которого товар выполнен;
  • 2 – функции, которые он выполняет;
  • 3 – степень обработки (изготовления).

Для однозначного определения кода ТН ВЭД необходимо располагать подробным описанием товара:

  • полное наименование товара;
  • назначение товара;
  • какие данные указаны на маркировке, торговые знаки, торговые марки, модель и т. п.;
  • описание всех составляющих товара;
  • состав каждого из составляющих с указанием % соотношения;
  • желательно фотографии или образцы продукции;
  • обязательно размеры;
  • вид упаковки и маркировки товара.

Система цифрового кодирования в ТН ВЭД СНГ позволяет представлять всю необходимую информацию в удобной форме для оперирования ею при сборе, передаче и автоматизированной обработке.

Система таможенных органов РФ

Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;
  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;
  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

С вступлением России в Таможенный союз произошла унификация подходов к созданию единой таможенно-тарифной системы Таможенного союза. Таможенный союз представляет собой межгосударственное образование, предполагающее объединение территорий государств-участников, в пределах которых ликвидируются таможенные границы и таможенные барьеры, не применяются таможенные пошлины и административные ограничения во взаимной торговле, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, унификацию внутреннего законодательства стран-участниц и создание наднационального правового регулирования, способствует стабильности и росту национальных экономик.

Основными задачами государств в Таможенном союзе являются:

  • создание единой таможенной территории в границах объединившихся стран;
  • введение режима, не допускающего тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, за исключением случаев, оговоренных специальными нормативными актами;
  • полная отмена таможенного контроля на внутренних границах стран-участниц;
  • использование однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве;
  • функционирование единых органов управления Таможенного союза.

ВАЖНО

По внешней границе в торговых отношениях со странами, не входящими в Таможенный союз, предполагается:

  • применение общего таможенного тарифа;
  • использование единых мер нетарифного регулирования;
  • проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов.

Интеграционные экономические объединения, в основе которых лежит отмена тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, практически всегда выгодны для стран, участвующих в них. Подобные объединения хорошо известны в мире: в настоящее время успешно функционирует Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), с 1994 года включающая США, Канаду и Мексику; Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР, 1991 год), участниками которого являются Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай; Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР), образованный в 1961 году, в который в разное время входили Гватемала, Никарагуа, Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика.

ИНТЕРЕСНО

Самое известное экономическое и политическое региональное объединение – Европейский союз – в основе своей также имеет Таможенный союз, формирование которого началось с 1 января 1958 г. и завершилось к 1993 году, заняв более 30 лет.

Высшим органом Таможенного союза являются Межгосударственные советы на уровне глав государств и глав правительств.

Договором от 6 октября 2007 года стороны Таможенного союза учредили Комиссию Таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.

-6

ВНИМАНИЕ!

Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяются единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2009 году Высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф.

В конце 2011 года решением Президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан создана Евразийская экономическая комиссия – как единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства (на сегодняшний день в состав входят Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан с возможностью присоединения других стран).

Имеет статус наднационального органа управления. Организация не подчинена какому-либо из правительств трех стран. Решения Комиссии обязательны для исполнения на территории трех стран.

Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений по дальнейшему развитию интеграции. ЕЭК передаются полномочия упраздняемой Комиссии Таможенного союза (КТС).

Единая система таможенных органов России – это обусловленная функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующаяся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим.

Структура таможенных органов РФ

-7

Таможенные процедуры

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном таможенная процедура представляет собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на территории Таможенного союза или за ее пределами.

Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под одну из таможенных процедур, предусмотренных соответствующими статьями Таможенного кодекса, и соблюдать эти таможенные процедуры. Лицо вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру или изменить ее на другую в соответствии с Таможенным кодексом.

Таможенный кодекс Таможенного союза закрепляет 17 видов (ст. 202 Таможенного кодекса) таможенных процедур, наиболее распространенными из которых являются:

  • Выпуск для внутреннего потребления. В соответствии с этой таможенной процедурой ввезенные на территорию Таможенного союза иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза. После уплаты всех таможенных платежей и налогов товары приобретают статус находящихся в свободном обращении.
  • Экспорт. Эта таможенная процедура подразумевает, что товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами. Экспорт товаров осуществляется после уплаты всех вывозных таможенных пошлин.
  • Таможенный транзит. Иностранные товары перемещаются под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • Таможенный склад.  При этой процедуре товары ввозятся на территорию Таможенного союза без уплаты таможенных платежей и помещаются под таможенный контроль на срок до 3-х лет. Таможенным складом в данном случае признается специально выделенное и обустроенное для этих целей помещение или открытая площадка. Владельцем таможенного склада может стать российское юридическое лицо, включенное таможенными органами в специальный реестр.
  • Переработка на таможенной территории. Ввозимые товары в течение определенного срока (до 2-х лет) используются на территории Таможенного союза для целей переработки. Эти товары освобождаются от уплаты таможенных  пошлин и налогов при условии, что они будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации в установленный срок. Для ввоза товаров по данной процедуре необходимо получить разрешение таможенных органов.
  • Переработка вне таможенной территории. Это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза.
  • Переработка для внутреннего потребления. Это процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в срок до 1 года без уплаты ввозных таможенных пошлин. Операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки для внутреннего потребления включают: переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку.
  • Временный ввоз. При этой процедуре иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. За каждый месяц нахождения этих иностранных товаров на территории Российской Федерации уплачивается 3% суммы таможенных платежей и налогов, которая подлежала бы уплате, как если бы эти товары были ввезены для свободного обращения. Эти выплаты не подлежат возврату при вывозе товаров обратно. При вывозе с территории РФ товары должны быть в неизмененном состоянии.
  • Беспошлинная торговля. Это таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли (Duty free) физическим лицам, выезжающим с таможенной территории Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов.
  • Уничтожение. Это процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Уничтожение может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии форс-мажора.
  • Отказ в пользу государства – таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства–члена Таможенного союза без уплаты таможенных платежей.

В зависимости от роли и места таможенных процедур в общем процессе хозяйственной деятельности их можно условно разделить на несколько групп.

Для первой группы характерен общий, без каких-либо изъятий и ограничений, порядок применения таможенных средств и методов регулирования. С экономической точки зрения таможенные процедуры этой группы выступают как относительно самостоятельные и завершенные коммерческие операции (выпуск для свободного обращения, экспорт, международный таможенный транзит). Это общие таможенные процедуры.

Вторую группу составляют так называемые экономические таможенные процедуры, отличающиеся более гибким использованием таможенно-правовых инструментов регулирования и выступающие своего рода результатом их адаптации к разнообразным потребностям участников внешнеэкономической деятельности. Таможенные процедуры второй группы, предоставляя определенные экономические выгоды, допускают использование товара только в строго определенных целях. Разрешение на применение таких таможенных процедур выдается только при наличии экономического обоснования проведения предполагаемых операций.

Таким образом, предоставление экономических таможенных процедур носит целевой и индивидуализированный характер.

ВАЖНО

Экономические таможенные процедуры предоставляют их бенефициарам заранее определенные экономические выгоды и преимущества в форме полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов (либо возврата ранее уплаченных таможенных платежей), неприменения мер экономической политики (количественных ограничений, лицензирования и других средств нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности).

Из установленных в Таможенном кодексе ТС видов таможенных процедур к группе экономических относятся следующие:

  • переработка на таможенной территории;
  • переработка для внутреннего потребления;
  • переработка вне таможенной территории;
  • временный ввоз;
  • таможенный склад;
  • свободная таможенная зона (свободный склад).

С точки зрения порядка использования таможенных процедур можно выделить третью группу таможенных процедур – завершающие таможенные процедуры, характеризующиеся окончанием предшествующих таможенных процедур и завершением таможенного контроля по завершении действия любого из них:

  • реимпорт,
  • реэкспорт,
  • уничтожение,
  • отказ в пользу государства.

ВАЖНО

Товары попадают под таможенную процедуру при их ввозе с момента пересечения таможенной границы РФ, а при вывозе – с начала таможенного оформления или с момента их размещения в зоне таможенного контроля.