В 1935 году, конструкторы Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ), на базе которого выпускался гусеничный тягач «Коминтерн», получили техническое задание на разработку еще одной эвакуационной машины. Ею оказался «Ворошиловец», два опытных экземпляра которого были собраны спустя примерно год. Перед создателями тягача стояла задача сконструировать транспортное средство, способное буксировать груз массой до 12 тонн. То есть танки и тяжелую артиллерию. Однако, «Ворошиловец» оказался еще более тяговитым – он мог вывозить с поля боя самые тяжелые гаубицы и танки массой аж до 18 тонн. Это позволило новинке стать самым мощным в серии советских тягачей, к которым относились «Сталинец» С-60, «Коминтерн» и др.
Выбор двигателя
Изначально было понятно, что тяжелый военный тягач, необходимый для перевооружения советских войск, должен был быть дизельным. На создание новой силовой установкой времени не было, поэтому работники ХПЗ решили попробовать экспериментальную V-образную модель БД-2 для танков. Мощность такого 12-цилиндового двигателя составляла 400 «лошадей», а потребление топлива оказалось весьма умеренным для агрегатов подобного класса. Однако отмашку на выпуск «Ворошиловцев» была дана только после того, как их укомплектовали форсированным двигателем с индексом В-2В. Он отличался стабильностью на всех диапазонов и быстрым запуском. Кроме того, выборпал именно на этот мотор еще и потому, что он был способен работать не только на дизтопливе, но и газойле, а также «коктейле» из керосина и моторного масла.
Однако, последующая эксплуатация машины показала, что при температуре ниже -20ºС силовая установка отказывалась запускаться без подогрева. А эта процедура могла растянуться на несколько часов, ибо стартеры на морозе не тянули. Кроме того, даже комбинированный запуск с подачей сжатого воздуха тоже был малоэффективен, поскольку это приводило лишь к дополнительному охлаждению цилиндров. Вплоть до того, что на их внутренних стенках выпадал иней.
Технические характеристики и эксплуатация
При всех своих недочетах «Ворошиловец» высоко ценился в войсковых частях. Ведь, в данном сегменте, советская техника не имела себе равных.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. До 1940 года на ХПЗ производилась стендовая сборка 1,5 единиц «Ворошиловеца» в сутки, и к концу лета 1940-го было выпущено свыше 1 100 тяжелых тягачей. Однако после начала войны в армию СССР было поставлено лишь 170 машин, так как двигателями В-2 в первую очередь комплектовались танки Т-34.
Даже высокотехнологичные немцы весьма уважительно относились к захваченным эвакуационным машинам, называя их «Сталин». Причиной были весьма убедительные тактико-технические характеристики «Ворошиловцев».
Снаряженная масса – 15, 5 т
Максимальная скорость на шоссе – 40 км/ч
Буксируемая масса – 18 т
Грузоподъемность платформы – 3 т
Количество сидячих мест в кузове – 16
Предельная глубина преодолеваемого брода – 1,6 м
Запас хода с прицепом без дозаправки – 270 км
Однако, примерно через каждые 1 200 ч эксплуатации двигатели «Ворошиловцев» требовали капремонта. С учетом дефицита запчастей это приводило к тому, что артиллерийский тягачи просто вставали на прикол. Соответственно, к осени 1942 года на ходу осталось чуть более 500 машин, а День Победы застали всего 335 единиц.
Собери свой «Ворошиловец»
Физическая память о знаменитом армейском тягаче долгое время сохранялась в виде всего двух экземпляров, выставленных в Музее военной автотранспортной техники. Однако после ликвидации этого учреждения в 1967 году ни одного «Ворошиловца», даже на всем постсоветском пространстве, не сыскать…
Впрочем, не все так печально. Сегодня любители моделирования могу приобрести комплект для сборки легендарной машины в масштабе 1:35. Все, что понадобится для воссоздания «Ворошиловца» в миниатюре – специальный клей и 383 элемента из набора.