Правила составления плана текста изучают в начальной школе на уроках русского языка, а затем в средней школе на уроках литературы. Но я постоянно сталкиваюсь с авторами, которые не знают, как составлять план текста, и понятия не имеют, зачем он нужен.
Зачем нужен план текста
План текста — это структура, к которой крепится смысловая нагрузка. Это как скелет в теле человека. Без него мышцам не на что будет нарастать, а внутренним органам не за что держаться и крепиться. Без скелета мы бы представляли из себя кучу биологической массы. Часто тексты без плана выглядят именно как куча слов без общей структуры и без логики и смысла.
Когда составляем план текста, то выстраиваем его логику, убираем всё лишнее и структурируем ту информацию, которая есть в нашей голове по теме статьи или поста. План помогает вести читателя за ручку от одного утверждения к другому, подкрепляя их выводами.
Есть авторы, у которых план рождается в голове. Они могут писать текст без составленного плана, но в соответствии с теми пунктами, которые накидали в уме. Правда, таких авторов мало. Обычно это вырабатывается с опытом и постоянной практикой. Такой подход можно встретить у журналистов-новостников. А вот если вы не штампуете по несколько текстов в день с однотипной структурой, то лучше воспользоваться предварительным планом.
Таким образом, план текста нужен, чтобы:
- помочь раскрыть содержание текста
- структурировать мысли
- не потерять аргументы во время написания
- сосредоточиться на важном и улучшить самоконтроль.
Какие бывают виды плана
План нужен, чтобы логично и последовательно донести до читателя свою мысль. План — это сжатые, тезисно записанные основные мысли вашего текста. Чаще всего используют три вида плана — назывной, вопросный и тезисный.
- Назывной план — это план текста, в котором каждый пункт состоит из двух-четырёх ключевых слов.
- Вопросительный план выражается в форме вопросов, а написанный текст будет представлять из себя ответ на этот вопрос.
- Тезисный план представляет из себя одно или два предложения или утверждения.
Я чаще всего использую вопросительный план или тезисный. Очень редко назывной. Если вы никогда не составляли план или делали это только в школе, то можете попробовать каждый и решить, какой вид плана вам ближе.
Из чего состоит план
Но с составлением плана дело не заканчивается. Теперь его нужно раскидать по структуре статьи. Обычно она состоит из заголовка, лида, основной части и заключения.
- Заголовок — это краткая и яркая фраза, которая привлечёт внимание к вашей публикации и одновременно с этим обозначит тему статью. Часто авторы придумывают кликбейтные заголовки, преувеличивая значения содержания материала.
- Лид — это первый абзац публикации, в которой нужно сжато рассказать, о чём пойдёт речь.
- Основная часть — это как раз ваш текст, по которому составляли план.
- Заключение — вывод, мораль, призыв к действию или вопрос для рассуждения. Заключительная часть зависит от цели текста.
Если составить план и продумать структуру статьи, то шансы, что текст дочитают до конца и поймут вашу мысль, в разы возрастают.
#как писать тексты #как писать статьи #тексты для соцсетей #копирайтинг #копирайтер #фриланс #писать тексты #писать грамотно #контент маркетинг #заработок на написании статей