Любите ли вы ниндзя так, как люблю его я? Хотя, если честно, то сейчас я этого самого ниндзя уже в общем-то и не люблю. Точнее люблю, конечно, но не за то, что он есть, а за то, что он был в моей жизни. Это же был целый культурный пласт … ну даже если и не пласт, то существенный элемент моего культурного кода. И вот тут лучше не врите – у многих из вас он занимает примерно такое же место на чердаке воспоминаний и по сей день довлеющих и всё ещё не закрытых гештальтов.
А с чего же всё это началось? Естественно с кинематографа соответствующего содержания. Увы и ах, но сабж в этом отношении был далеко не первым – случилось так, что с этим явлением я познакомился по северокорейскому фильму 1986 года со странным названием «Хон Гиль Дон». Кино было сделано в той самой Корее, где было так же как у нас, поэтому его охотно крутили в кинотеатрах. Не знаю, как где-то ещё, но у нас в центральной полосе на первую волну показа было не попасть – фильм хоть и был про «зарю социализма и апологетику чучьхе», но в нём же было полно сцен с вожделенными восточными боевыми искусствами. Попал я только на вторую волну, зал был битком, некоторые пошли по третьему-четвёртому разу. И всё, как один, ждали главного – когда ж появятся ниндзя. Да, в этом фильме антагонистами главного героя выступали именно японские ниндзя. И великолепный парень со свирелью с ними с лёгкостью разделывался.
После просмотра более знающие товарищи меня просветили, что этот самый Хон Гиль Дон просто супермен. Ибо круче ниндзя (и в драке, и в хитрости, и в скорости) нет никого, а он их с такой лёгкостью делает. «Что за ниндзя такие?» - спросил я. Меня за это срочно окрестили бичём (в конце 80-ых этим словом ещё ругали, это потом уже им стали хвалить) и порекомендовали срочно ознакомиться в видеосалоне с «Американским ниндзя».
Выпадать из движения и слыть бичём не хотелось, поэтому вместо запланированного «Кобра со Слаем» я пошёл на рекомендованную картину. И это было нечто, честное слово. Даже по сравнению с монахами Шаолинь, сериал про которых вовсю уже крутили по официальному ящику в рамках программы «Вокруг света», это самое «ниндзя» показалось тогда великим искусством битвы, боя, благородства и разбоя. В общем, всё то, что было нужному растущему организму в эпоху лютых перемен.
Что до кино-искусства, то его в этом кино не было вовсе. Точнее было – но абсолютно своё. Это уже потом, гораздо позже, я узнал, что этот шедевр Сэм Фёрстенберг был далеко не первым в череде той самой вселенной ниндзя-культуры. Но для меня и многих моих друзей первым был именно этот кинофильм. Потом, конечно же, навалило нехило. Особенно, когда появился свой видак и появилась возможность самому разыскивать и смотреть эти самые кинчи. Естественно были все прочие части Американского ниндзя, был и Шаолинь против ниндзя, естественно Месть ниндзя от того же Фёрстенберга, Ниндзя-терминатор в двух частях, 9 смертей ниндзя. В общем и целом, подобных кинолент было просмотрено что-то около 30-ти, даром, что один мой товарищ активно собирал кинофильмы про ниндзя.
Содержание этих прекрасных кинолент, как вы должно быть помните, содержательностью не отличался. Всё развивалось по классической схеме: злодеи нагадили в душу главному герою, тот им за это мстит. Это обвешивалось деталями, растягивалось на полтора часа из которых на игровой сюжет уходило минут 30, максимум 35. Весь остальной хронометраж был посвящён тренировкам, сборам в поход и дракам. И это было самое главное – это всё интриговало и манило.
Если вернуться к самому Американскому ниндзя, то это был не только первый для нас кинофильм про этих бойцов невидимого фронта, но и, пожалуй, самый сюжетный. Первый так особенно. Второй не менее. Третий чуть послабее … а потом вообще выяснилось, что там не три, а пять частей. И это был номер, конечно. Ну так последние две части и были совсем уж так себе.
Но в каждой части было главное – это костюмы ниндзя. Неужели вы не мечтали заполучить себе такое облегающее кимоно с капюшоном и маской? Про маску, кстати мечтания сбылись, вон оно как вышло – теперь все ходим с ними, толпы ниндзь.
А оружие? Во всех прочих кинолентах про ниндзя оружие отличалось однообразием. Там всегда был однообразный набор: меч, звёздочки (кто ж их тогда сюрикэнами называл?! Это выяснилось гораздо позже), кинжалы (слово «кунай» тоже стал нам известен позже) и дымовуха … ну может быть ещё нунчаки. Зато в разных частях Американского ниндзи всё время возникало что-то новенькое – то копья необычные появятся, то эти самые трезубцы, именуемые сай, то шипы, то отравленные иглы.
Да и вообще, если сейчас мне говорят про ниндзя, то я однозначно вспоминаю молодого Майкла Дудикоффа. Даже если и в балахоне и маске, то всё равно его … ибо он был первый и самый впечатливший что ли …
… и на последок:
Рекомендую к просмотру вот такой вот занятный клип. Здесь прям собрано всё в одном месте: и те самые наложенные звуки ударов, и разноцветные костюмы якобы означающие причастность к разным орденам ниндзя, и мудрый мастер, и европейские лица у японских наёмных убийц … в общем сплошное ностальжи и та самая романтика. У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.