На прошлой неделе, обратился ко мне младший сын, ученик 4 класса.
- Пап, ты же на Дзен пишешь, можешь мне помочь? Нужно маленькое сочинение написать.
Конечно могу. Это не трудно. На написание статьи среднего размера, с окончательной правкой и вычитыванием у меня уходит два-три часа, была бы тема и вдохновение. А тут малюсенький текстик на пять предложений. Читаю задание в учебнике. Предмет "Окружающий Мир", параграф посвящён Арктике. Такие задания обычно даются в конце нового материала и не оцениваются. Требуется описать мысли, которые возникают у ребенка, связанные с крайнем севером. Никакой конкретики. Что это может быть? Да что угодно. Пишу короткий текст о белых мишках, ледоколах и Челюскинцах, распечатываю, ребенок переписывает и несет в школу.
Сегодня, возвращаясь из школы, сообщает мне интересную новость.
- За сочинение двойка! - Ну думаю, пора мне завязывать с блоггерством. Какие уж там статьи. Короткий рассказик не смог нормально написать.
Но вскоре выясняется, что неуд был выписан учителем не за мой рассказ. И не за задание вовсе. Оказывается ребенок должен был сдать сочинение еще в пятницу, но... Портал не работал, а записать сын забыл. Но позже выяснилось, что в классе он не одинок и двойки получили сразу несколько человек. Правда через час учитель пошла на уступки, и заменила неуд на тройку.
А что такое тройка? Это абсолютно ничего не значащая оценка. Это просто пустота. Что есть, что нет. Не верите? Помните, как вычислять среднее арифметическое? Как выводится оценка за четверть?
Допустим Петя получил двойку, тройку и четверку. Какая будет средняя оценка?
2+3+4=9 делим на количество оценок 9/3=3 итоговая оценка три.
А Вася получил десять оценок. Двойку, четверку и восемь троек. Результат:
2+4+3+3+3+3+3+3+3+3=30 делим на десять оценок, получаем 30/10=3
Результат тот же. Получается, что одна тройка может испортить показатель успеваемости, а 8 штук нет!!!
Но среди учеников, сделавших сочинение с опозданием есть и исключения. Любимчики... Ну или на современный манер блатные.
С первых классов начальной школы, дети постигают непреложную истину, знакомую человечеству с древних времен:
Quod licet Jovi, non licet bovi (Что можно Юпитеру, нельзя быку)
Почему дети часто перекладывают решение задач, на родителей. Почему не сделают сами несложное задание. Ведь выполнение таких тестов развивает кругозор, умение излагать свои мысли, развивает грамотность. Почему? А потому что с него никто не требует знаний. Учителю важен лишь результат. Важна лишь галочка в тесте. А как ее поставил учащийся, мало кого волнует. Не успел поставить галочку вовремя, портал закрылся? - двойка!!!
Есть ли из этой ситуации выход? Есть. Нужно минимизировать роль учителя в оценке знаний. Учитель должен учить. Объяснять, рассказывать. Творить вместе с детьми. А оценку результата образования надо возложить на других людей. Это могут быть экзамены, поверочные работы, тестирование, как угодно. Это могут быть живые люди или тестовые системы. Учитель, должен быть друг и наставник, а не злая Марь Ивановна, с указкой в руке.
Когда я, после школы устроился на фабрику учиться на помощника мастера, меня прикрепили к наставнику, пожилому мужичку. С первых рабочих смен, он дал мне понять, что только от меня зависит результат. Починишь станок хорошо и качественно - оборудование будет работать, а ты можешь отдохнуть. Сделаешь кое-как, будешь бегать всю смену, собирать брак со станков, а потом еще и выговор от мастера. Когда я попросил учителя проверить, как я перебрал станок, он сказал: - А ты включай, он сейчас сам тебя проверит.
Тема образования нынче находится на переднем крае. Наверное, нет такого человека, который не знал бы аббревиатуру ЕГЭ. Частенько мои, комментаторы пишут мне - Автор, ты из поколения ЕГЭ, что-ли?
А знакома ли вам аббревиатура ГДЗ? Нет? Но наверное, не найдется ни одного современного школьника, который бы об этом не знал. ГДЗ - это готовые домашние задания. Они бывают в виде книг, бывают в виде сайтов в интернете. Самый популярный ресурс носит название президента - "ГДЗ Путина".
На данных сайтах есть решения к всем учебникам школьной программы. Достаточно переписать их в тетрадку, и хорошая оценка, гарантирована. Было ли что-то подобное в советское время? Я думаю что не было и не могло быть. В то время учителя действительно учили, а не занимались проверкой того, вовремя ли Вася переписал ответы из ГДЗ. Причем знания конкретного Васи мало кого интересуют. Главное, чтобы можно было в электронном журнале вовремя поставить галочку. Главное, чтобы не упал показатель класса! Главное что бы Вася набрал нужный бал на ЕГЭ. А дальше? Что будет, когда Вася встанет к станку или штурвалу? А это уже никого не интересует - гуляй Вася!
Для чего я, на техническом канале, посвященном новым технологиям завел тему об образовании? Да потому, что это пример неправильного применения технологий. Хорошая вещь - электронный дневник? Безусловно. Если учитель не перейдет на "палочную" систему. И ЕГЭ и Электронный дневник и онлайн олимпиады - прекрасные инструменты в умелых руках. А если учитель начинает их использовать лишь для улучшения статистики, то эти вещи становятся объектами для мемов и комментов.
В общем хотел высказаться, надеюсь вы меня поймете, напишите свое мнение в комментариях и поставите лайк. Спасибо.