Найти в Дзене
Dmitry Rogachev

В Москве появился новый паровоз с очень необычной историей! Постарался собрать всю информацию из разных источников.

Оглавление

В Москве рядом с ярмаркой около станции метро Новые Черёмушки неожиданно появился паровоз. Не нём не указаны серия и номер, но знатоки транспорта уже нашли про него всю информацию. а она очень интересна!

Паровоз Кп4-465 в Новых Черёмушках. Фото автора.
Паровоз Кп4-465 в Новых Черёмушках. Фото автора.

Перед началом рассказа стоит оговориться: информации о нём много, но местами одни слова противоречат другим. Я постарался собрать историю воедино, но за 100% точность не ручаюсь. Дополняйте мой рассказ в комментариях, а я начну.

От постройки до памятника - всего 20 лет

В 50-е годы 20 века в польском городе Хшанув на заводе Фаблок, фабрика локомотивов имени Феликса Дзержинского, наладили производство узкоколейных паровозов, основанных на проекте паровоза П24 Коломенского завода. Новая модель получила обозначение КП4 и поставлялась в СССР, Китай и Северную Корею. Несколько экземпляров осталось в Польше. Всего было выпущено 885 штук, не считая родственных им моделей КЧ4 из Чехословакии, КВ4 из Венгрии и КФ4 из Финляндии. Паровоз, о котором я рассказываю, был построен в 1955 году и получил номер 465. С завода отправился в Караганду, но там не прижился. Уже через 2 года, в ноябре 1957, нашёл свой дом на белорусской железной дороге. Всего 6 лет поработал на благо страны и уже в августе 1963 переехал в новое место: на минскую детскую железную дорогу! Там он трудился почти 12 лет! Здесь он работал с тендером завода Пафаваг. Неизвестно, сразу ли он работал с этим тендером или получил его к работе с детьми. В семидесятые советское руководство развивало тепловозный транспорт, так что паровоз оказался не нужен. Какое-то время он стоял около станции Заслоново на детской железной дороге, по другим данным на Пионерской. И даже постоять паровозу толком не дали. В 80-е он отправился в новое место. На этот раз в самый центр города: к железнодорожному вокзалу! Занял место около Ворот Минска - жилого комплекса с башнями около Привокзальной площади. Только поставили его не с парадной стороны, а во дворе дома 3 по улице Кирова.

Конец 80-х и начало 90-х он провёл во дворе. Его видели многие люди, которые там жили и проходили через двор. Некоторые из них были неравнодушны к железной дороге. Один из них вскоре стал владельцем паровоза. В 1992 году будущий владелец Геннадий решил поинтересоваться: а можно ли выкупить экспонат. В местном домоуправлении этому были только рады! Им был ни к чему такой экспонат, постоянно используемый особо умными как туалет. За 500 долларов были оформлены все документы. В одном из интервью Геннадий говорил, что купил его по цене холодильника, а вывезти потом было в 2 раза дороже.

Радость и мучения уникального паровоза

В 90-е паровоз хотела перекупить Латвийская железная дорога для узкоколейной дороги Гулбене-Алуксне, но владелец отказал. Он мечтал построить свой дом и создать небольшой музей с паровозом в качестве главного экспоната. Не вышло. Говорят, что было много проблем. То стройматериалы крали, то ситуация с деньгами была не очень. От идеи он в итоге отказался, а вот продать паровоз не удавалось. Так и стоял он много лет в Смолевичском районе Минской области. Геннадий говорил в интервью, что хотел продать его белорусской железной дороге, но те готовы были забрать только бесплатно. Он отказался. Так и стоял он в поле пока в СМИ не появилась новость: паровоз украли!

В 2017 году паровозом заинтересовались люди из благотворительного культурно-исторического фонда памяти Первой мировой войны, который находится в деревне Забродье Вилейского района. Вели переписку, цитата из которой облетела все новостные ленты: “Так было суждено Божьей волей, чтобы этот экспонат оказался в собственности у Вас, человека со светлой душой и чутким сердцем. Фонд выражает вам сердечную признательность за согласие передать на хранение принадлежащий вам узкоколейный паровоз осенью этого года”. Вот только Геннадий никакого согласия не давал. В один из дней 2018 года сотрудники фонда просто приехали и самовольно забрали паровоз. Его потом нашли в том самом музее. В делу подключили милицию, в местном сельисполкоме утверждали, что паровоз стоял на землях местного пользования, а Геннадий имел документы на аренду этого участка земли. Подробности дальнейших следственных действий нам неизвестны, да и не так интересны. Итог простой: паровоз вернулся владельцу. К моменту всех этих событий в соцсетях и прессе уже была информация, что Геннадий установил цену: 40 тысяч долларов.

Через какое-то время след паровоза был утерян.

Новая жизнь

В сентябре 2021 года паровоз появился в Москве около станции метро Новые Черёмушки.

4 года назад в рамках развития торговли и ярмарок в Москве появилось несколько новых торговых площадей. Это здание по своей концепции напоминает старый вокзал. Его тоже можно и нужно критиковать, но по сравнению с множеством других торговых объектов столицы, это выглядит хорошо.

В интервью Геннадий говорил: “Отдал я его по цене металлолома именно потому, что его пообещали привести в порядок и поставить в Москве как экспонат”. Так и произошло. Бывший железнодорожник, а ныне владелец компании, занимающейся автомобильными и железнодорожными перевозками, Вячеслав, вместе со своим коллегой Олегом, выкупили этот паровоз, оформили документы, отправили в Калугу на восстановление и затем привезли в Новые Черёмушки. Подробности сделки стороны не раскрывают, но по интервью похоже, что все довольны.

Кроме, конечно же, некоторых активистов и фанатов железных дорог из соцсетей. С одной стороны их можно понять: для белорусской железной дороги это был уникальный паровоз! Потеря такого экземпляра - это грустно. С другой стороны паровозу дали вторую жизнь! Он действительно выглядит отлично! В итоге никто ничего не украл. Да, мне тоже было бы обидно, если бы Россия потеряла какой-нибудь уникальный экземпляр… Хотя погодите! А у нас точно ничего не пропадало и не было уничтожено?

Вся история была собрана из различных материалов с сайтов Комсомольская правда Беларусь, Онлайнер, Вилладж, Ситидог и из социальных сетей и транспортных форумов.

Если вам понравился материал - вы можете меня поддержать! Не забудьте поставить лайк и написать комментарий!

Любое полное или частичное использование материалов автора без письменного разрешения запрещено. Все фотографии и видео принадлежат автору, если не указано иное.