2021 год стал достаточно слабым для кино по известной всем причине. Интересных режиссёрских работ было достаточно мало, на ум приходит Легенда о Зелёном рыцаре, который зрители уничтожили за излишнюю медлительность и смутный посыл (я же это мнение не разделяю), неплохой Мавританец, Никто, являющийся неким рескином постепенно умирающей франшизы с Киану и полу артхаусный Аннет. С массовым кино в этом году ещё большие проблемы, не считая грядущего Паука, который обещает стать неплохим аттракционом . Лига справедливости хотя и подарила достаточное количество эмоций, однако не могла похвастаться чем-то большим, особенно в сюжетном плане, неплохой Отряд особенно подорвал пятые точки в России и фильм вовсе не отбил производственный бюджет, а про уже ДЕВЯТЫЙ фильм из вселенной, как они это называют, Форсажа, мне вообще ничего говорить не хочется. И тут на горизонте появилась экранизация первой книги из монументального цикла Фрэнка Герберта о песчаной планете Арракис.
Этот роман стал настоящей классикой научной фантастики и подарил вдохновение многим творцам, работающим в этом направлении. Самым очевидным примером будет Джордж Лукас со своими Звёздными войнами, которые много чего позаимствовали у Герберта.
Однако в романе есть то, что Лукасу, видимо, было не слишком интересно и то, что он и не смог бы реализовать -это глубина сюжета и потрясающе написанные диалоги.
Первая попытка экранизировать роман Фрэнка Герберта была предпринята чилийским режиссёром Алехандро Ходоровски в начале 70-х годов. Ходоровски загорелся своим собственным видением романа и начал собирать команду. В качестве художника ему удалось заполучить Криса Фосса одного из самых известных иллюстраторов научно-фантастических произведений. Также с Ходоровски согласился работать Ханс Руди Гигер - швейцарский художник позднее ставший известным благодаря разработке дизайна к фильму Ридли Скотта "Чужой" и придумавший образ ксеноморфа. Ходоровски собирал команду мечты для себо, однако о поклонниках великого романа он, по моему мнению, не задумывался окончательно. Ввиду сильно раздутого бюджета и странных решений, касающихся сюжетного наполнения, студия приняла решение прекратить финансирование проекта.
Далее пост режиссёра был предложен Ридли Скотту, однако его больше заинтересовала ещё одна будущая классика научной фантастики, а именно Бегущий по лезвию.
В конце концов в режиссёрское кресло сел Дэвид Линч, известный по фильму Человек-слон. Фильм вышел в прокат в 1984 году при бюджете в два раза превосходившем вторую часть (нынче известную как 5 эпизод) Звёздных войн и был практически уничтожен критиками. И действительно, с постановкой диалоговых сцен, визуальной составляющей и актёрской игрой в фильме было всё неплохо, а местами даже хорошо, однако если касается боевых сцен и общей идеей книги, то можно понять, что с этим у фильма просто огромные проблемы. Если проблемы с экшеном ещё можно объяснить тем, что Линч снимал до этого камерные фильмы, то изменения в самой фабуле сюжета лично я никак объяснить не могу. Так же огромной проблемой является хронометраж, порезанный с 4-х часов до двух. Линчу не был доверен окончательный монтаж фильма, что, по его мнению, и привело к провалу картины в прокате. Дюна самый не любимый из снятых им фильмов, а в расширенной версии, которая за счёт хронометража в 3 часа смотрится куда более связано, зритель даже не увидит его имени, режиссером там числится Алан Смити. Это псевдоним использующийся, когда один из участников съемочного процесса отказывается от указания своего имени в титрах. Таким образом проект провалился в прокате и получил россыпь негативных отзывов от критиков, однако зрители в целом неплохо оценили фильм, у которого на данный момент стоит вполне заслуженная оценка 6,9/10.
Спустя 16 лет на канале Сай фай вышел мини-сериал по мотивам романа, режиссёром которого выступил Джон Харрисон. На 4,5 часа (3 серии) хронометража было выделено жалких 20 миллионов долларов, что повлекло за собой дешевизну всего, начиная с костюмов, заканчивая компьютерной графикой и актёрами категории б. Не смотря на то, что у Линча тоже не было особо крупных имён в касте, каждый из них были на своём месте и выкладывались на полную, здесь же мы видим откровенную халтуру. Этот фильм старался быть более близким к тесту, однако так же не обошёлся без абсолютно ненужной отсебятины. Также стоит сказать, что в 2003 году сериал обзавелся продолжением - впервые в истории были экранизированы вторая и третья книги серии - Мессия Дюны и Дети Дюны. Качество продолжения сериала несколько выше первых трех серий, но низкий бюджет чувствуется и там.
21 ноября 2016 года было объявлено, что компания Legendary Pictures купила права на экранизацию «Дюны». В декабре издание Variety сообщило, что Дени Вильнёв ведёт переговоры со студией по поводу постановки фильма. Ещё в сентябре того же года Вильнёв выражал интерес к проекту, заявив: «Моя давняя мечта — адаптировать Дюну, но получение прав — долгий процесс, и я не думаю, что у меня получится». Вильнёву казалось, что он не готов снимать Дюну, пока не завершит такие проекты, как Прибытие и Бегущий по лезвию 2049. В феврале 2017 года Брайан Герберт, сын Фрэнка и автор последующих книг серии, подтвердил, что Вильнёв станет режиссёром проекта.
Уже в 2018 году стало известно, что Вильнёв не собирается впихивать столь огромное произведение в один фильм. Такой подход поддержали многие фанаты книги, однако сделка со студией Warner Bros. была заключена на один фильм, для создания продолжения, возможного в случае коммерческого успеха, потребуется заключение новой.
Внезапно фильм режиссёра, до этого снимавшего полу артхаусное кино, стал очень ожидаем не только поклонниками книги, но и рядовым зрителем, соскучившимся по большому кино. Во многом этому поспособствовали громкие имена актёров, принявших участие в фильме, таких как Тимоти Шаламе, Зендая, Джош Бролин, Джейсон Момоа и многие другие.
И вот после череды переносов фильм наконец вышел, став лидером пост карантинного проката в России. Наверное именно такой экранизации и ждали поклонники книги ещё со времён Линча, ибо всё, что есть в фильме - работает просто потрясающе. Тимоти Шаламе прекрасен в роли Пола, его актёрской игре веришь и ему хочется сопереживать. По сути этот фильм работает как экспозиция для дальнейших событий, однако Виньнёв за эту экспозицию умудряется не только показать расстановку сил во вселенной, но ещё и отлично показать историю взросления главного героя. Каждый сюжетный поворот работает как надо именно за счёт тех персонажей, которых нам показывает режиссёр. Практически никакой отсебятины в фильме нет, Дени очень бережно обращается с первоисточником.
В визуальной составляющей никто изначально не сомневался, ведь Дени до этого снял потрясающего Бегущего по лезвию 2049 и не то чтобы он смог переплюнуть самого себя в этом фильме, однако это не его прокол, а всего навсего перфекционизм предыдущих работ.
Саундтрек Ханса Циммера как всегда на высоте и здесь его функция напоминает Дюнкерк, в том смысле, что он работает как эмбиент, служит для создания общего настроения ленты.
Многие негодуют и будут негодовать из-за резкого окончания картины, однако я убеждён, что от этого она станет только лучше, вряд-ли те, кто критикуют ленту за это просидели бы на сеансе ещё 3 часа, а впихивать события 10-часовой половины книги в час, как это сделал Линч, лучше не стоит, ведь если выбирать между ожиданием в два года и дальнейшим выходом шедевра, или получение всего сразу в скомканном виде, я естественно лучше выберу первое.
Таким образом, я советую пойти на эту ленту и поддержать её, главное идти со включённой головой и готовым проникнуться духом и атмосферой Дюны, иначе это произведение попросту вас оттолкнёт.
От себя ставлю ленте 10/10 и жду вторую часть этого космического эпоса.
Спасибо за внимание.