Найти тему
Игорь Орлов

Почему протестантские страны экономически богаты? Отвечает профессор МДА Осипов.

Оглавление

В своей лекции о философе Владимире Соловьеве, профессор МДА Алексей Ильич Осипов поднимает вопрос о социальном христианстве.

Профессор богословия МДА Осипов А.И. (фото из Яндекс Картинки)
Профессор богословия МДА Осипов А.И. (фото из Яндекс Картинки)
Алексей Ильич Осипов (фото из Яндекс Картинки)
Алексей Ильич Осипов (фото из Яндекс Картинки)

Каково оно?

Он замечает, что есть две крайности христианства:

  • социальное христианство
  • и анти-социальное христианство.

И задает вопросы:

  • Где же этот узкий путь и тесные врата?
  • Какого же правильное понимание социальной деятельности христиан?

Профессор Осипов ссылается на отца Сергия Булгакова, который говорит о двух концепциях христианства:

  • безземельного неба
  • и бездуховной земли.
Протоиерей Сергий Булгаков (фото из Яндекс Картинки)
Протоиерей Сергий Булгаков (фото из Яндекс Картинки)

Безземельное небо (такая концепция была популярна в Средневековье): человек видит только Небо и не видит земные проблемы. И концепция бездуховной земли, когда все интересы подчинены земным нуждам.

В средние века, Булгаков говорит, мы видим безземельное небо. Он называет это святым сатанизмом. Люди, увлекаясь небесным и забывая о теле впадали в хулу на Духа Святого. Думали только о Небе и забывали, что человек двусоставен: душа и тело

Запросы души и тела являются реальными человеческими запросами, отвечающими Воле Божьей. Нельзя уходить в крайности: высоко в Небо или глубоко в земное.

Протестантизм, как реформаторское направление, с огромной силой, породил концепцию бездуховной земли (по мнению Булгакова и Осипова).

Концепция бездуховной земли в протестантизме- когда все внимание обращено только на земные запросы. Развитие этой концепции на практике приводит к развитию христианского материализма (если возможен вообще такой термин).

Католики были удивлены, когда люди, после реформации, усвоив себе идею спасения только верою Богу, Христу Спасителю, продемонстрировали колоссальный экономический взлет в своем развитии.

На самом деле все понятно, объясняет профессор Осипов: спасение обеспечено и теперь все силы души можно обратить на заботу только о земном.

И на Западе (в то время и сейчас) идет колоссальное развитие философии, а затем науки. Россия не имела ни того ни другого очень долгое время. На Западе первые университеты появились в начале второго тысячелетия. У нас первая академия только в 1685 году. Отставание на 6 веков.

Вот что такое принцип бездуховной земли: спасение обеспечено, все силы на земное благополучие.

Далее, Осипов уходит в критику такого взгляда, называя, что здесь нарушается евангельский принцип: сначала Царство Божье, а земное приложится.

(Из материалов лекции А.И.Осипова по курсу апологетики по теме: "Владимир Соловьев" от 31.10.2005 года)

Но нарушается ли евангельский принцип? Разве Запад забыл Бога или не следует Ему, а в России, как мы видим сейчас, весь народ высокодуховный?

Реальность показывает, что это не так.

Что же есть на самом деле?

Важен ответ на личностно и народно важный христианский вопрос - загадку: зачем Христос приходил на Землю?

Протестанты говорят: Он пришел, чтобы спасти людей и уже спас. Совершено уже действие. Христос уже пришел на Землю и через Крест и Воскресение Свое уже спас всех людей, спас всех нас. Таким образом, протестанты верят в Воскресшего Христа, Выполнившего Свою Миссию от Бога.

Если Христос уже спас людей, продолжают протестанты, то теперь человек, христианин, верой в Христа получает от Него спасение и помощь. Надо слушать Бога, не нарушать Его законы, верить Христу. А в земной сфере надо заниматься земными делами. Ведь и планета Земля дана людям для правильной, хорошей земной жизни. Вот и делай жизнь на этой хорошей земле - хорошей. И этому отдавай свои силы.

Протестанты, опираясь на такой ответ, занимаются земными делами и процветают социально и экономически.

Православные говорят о другом: Христос показал, что мы должны распять наши страсти, сораспяться на Кресте страстями. Православие исповедует Распятого Христа и пытается сораспинаться с Ним.

Таким образом, православие уходит вглубь от социально-экономических проблем, христиане этой традиции начинают заниматься самоборьбой.

Эта борьба, ведет, может быть к чистоте нравственной (а может и нет, а к озлоблению, если насильна), но никак не к социально — экономическому благополучию.

Если ты, вместо богатого труда и процветания, занимаешься работой над собой и борьбой со страстями, поезд твоего социально-экономического благополучия проходит мимо. Нищета и неблагополучие неминуемы в этом случае. И это не вина Бога, Христа, а принятие ошибочного духовно-методологического принципа: ты посчитал, что Христос тебя еще не спас.

Вот она существенная духовно методологическая ошибка, которая приводит к социально-экономическому неблагополучию православной страны (например, России): предпочтение сораспинаться и бороться со страстями, а не верить в Воскресшего Христа, уже спасшего нас и заниматься земным процветанием.

Рай на Земле нельзя построить (идеальное не живет в материальном), но жить социально-экономически хорошо, благополучно, счастливо, и при этом быть верующим Христу и духовно-нравственным человеком можно. И нужно.

Это, кстати, подчеркивает в другом своем выступлении тот же профессор А.И. Осипов: если ты не нарушаешь законы Божьи, применяешь в работе свои таланты, занимаешься делом, в котором компетентен - и богат, и оберегаешь душу от подавления страстными влияниями, то это не бездуховно.

Бездуховно - если ты порабощаешься богатством, и желаешь обогащения любым способом, забывая о душе и Боге, невзирая ни на какие законы Божьи и попирая их.

А.И.Осипов, профессор богословия МДА (фото из Яндекс Картинки)
А.И.Осипов, профессор богословия МДА (фото из Яндекс Картинки)

Если хотите подели ться по теме данной статьи – пишите в комментариях.

Понравилось – ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.