В своей лекции о философе Владимире Соловьеве, профессор МДА Алексей Ильич Осипов поднимает вопрос о социальном христианстве.
Каково оно?
Он замечает, что есть две крайности христианства:
- социальное христианство
- и анти-социальное христианство.
И задает вопросы:
- Где же этот узкий путь и тесные врата?
- Какого же правильное понимание социальной деятельности христиан?
Профессор Осипов ссылается на отца Сергия Булгакова, который говорит о двух концепциях христианства:
- безземельного неба
- и бездуховной земли.
Безземельное небо (такая концепция была популярна в Средневековье): человек видит только Небо и не видит земные проблемы. И концепция бездуховной земли, когда все интересы подчинены земным нуждам.
В средние века, Булгаков говорит, мы видим безземельное небо. Он называет это святым сатанизмом. Люди, увлекаясь небесным и забывая о теле впадали в хулу на Духа Святого. Думали только о Небе и забывали, что человек двусоставен: душа и тело
Запросы души и тела являются реальными человеческими запросами, отвечающими Воле Божьей. Нельзя уходить в крайности: высоко в Небо или глубоко в земное.
Протестантизм, как реформаторское направление, с огромной силой, породил концепцию бездуховной земли (по мнению Булгакова и Осипова).
Концепция бездуховной земли в протестантизме- когда все внимание обращено только на земные запросы. Развитие этой концепции на практике приводит к развитию христианского материализма (если возможен вообще такой термин).
Католики были удивлены, когда люди, после реформации, усвоив себе идею спасения только верою Богу, Христу Спасителю, продемонстрировали колоссальный экономический взлет в своем развитии.
На самом деле все понятно, объясняет профессор Осипов: спасение обеспечено и теперь все силы души можно обратить на заботу только о земном.
И на Западе (в то время и сейчас) идет колоссальное развитие философии, а затем науки. Россия не имела ни того ни другого очень долгое время. На Западе первые университеты появились в начале второго тысячелетия. У нас первая академия только в 1685 году. Отставание на 6 веков.
Вот что такое принцип бездуховной земли: спасение обеспечено, все силы на земное благополучие.
Далее, Осипов уходит в критику такого взгляда, называя, что здесь нарушается евангельский принцип: сначала Царство Божье, а земное приложится.
(Из материалов лекции А.И.Осипова по курсу апологетики по теме: "Владимир Соловьев" от 31.10.2005 года)
Но нарушается ли евангельский принцип? Разве Запад забыл Бога или не следует Ему, а в России, как мы видим сейчас, весь народ высокодуховный?
Реальность показывает, что это не так.
Что же есть на самом деле?
Важен ответ на личностно и народно важный христианский вопрос - загадку: зачем Христос приходил на Землю?
Протестанты говорят: Он пришел, чтобы спасти людей и уже спас. Совершено уже действие. Христос уже пришел на Землю и через Крест и Воскресение Свое уже спас всех людей, спас всех нас. Таким образом, протестанты верят в Воскресшего Христа, Выполнившего Свою Миссию от Бога.
Если Христос уже спас людей, продолжают протестанты, то теперь человек, христианин, верой в Христа получает от Него спасение и помощь. Надо слушать Бога, не нарушать Его законы, верить Христу. А в земной сфере надо заниматься земными делами. Ведь и планета Земля дана людям для правильной, хорошей земной жизни. Вот и делай жизнь на этой хорошей земле - хорошей. И этому отдавай свои силы.
Протестанты, опираясь на такой ответ, занимаются земными делами и процветают социально и экономически.
Православные говорят о другом: Христос показал, что мы должны распять наши страсти, сораспяться на Кресте страстями. Православие исповедует Распятого Христа и пытается сораспинаться с Ним.
Таким образом, православие уходит вглубь от социально-экономических проблем, христиане этой традиции начинают заниматься самоборьбой.
Эта борьба, ведет, может быть к чистоте нравственной (а может и нет, а к озлоблению, если насильна), но никак не к социально — экономическому благополучию.
Если ты, вместо богатого труда и процветания, занимаешься работой над собой и борьбой со страстями, поезд твоего социально-экономического благополучия проходит мимо. Нищета и неблагополучие неминуемы в этом случае. И это не вина Бога, Христа, а принятие ошибочного духовно-методологического принципа: ты посчитал, что Христос тебя еще не спас.
Вот она существенная духовно методологическая ошибка, которая приводит к социально-экономическому неблагополучию православной страны (например, России): предпочтение сораспинаться и бороться со страстями, а не верить в Воскресшего Христа, уже спасшего нас и заниматься земным процветанием.
Рай на Земле нельзя построить (идеальное не живет в материальном), но жить социально-экономически хорошо, благополучно, счастливо, и при этом быть верующим Христу и духовно-нравственным человеком можно. И нужно.
Это, кстати, подчеркивает в другом своем выступлении тот же профессор А.И. Осипов: если ты не нарушаешь законы Божьи, применяешь в работе свои таланты, занимаешься делом, в котором компетентен - и богат, и оберегаешь душу от подавления страстными влияниями, то это не бездуховно.
Бездуховно - если ты порабощаешься богатством, и желаешь обогащения любым способом, забывая о душе и Боге, невзирая ни на какие законы Божьи и попирая их.
Если хотите подели ться по теме данной статьи – пишите в комментариях.