Последнее время отчетливо видна тенденция «исчезновения» героев из кинематографа. Как минимум тех героев, которые являются обычными людьми.
Тенденция к уходу героев с больших экранов все отчетливей проявляется в последние годы. Думаю, уже многие зрители отметили, что Больших людей в фильмах становится все меньше, а героические черты уже становятся присущи супергероям или другим вымышленным персонажам. Начинает происходить некое разделение: черты Большого человека все меньше свойственны простым людям, а все больше свойственны именно выдуманным персонажам.
В каком-то смысле, драматические фильмы все чаще сконцентрированы на проблемах маленького человека. Если брать какой-нибудь артхаус, то здесь, конечно, в абсолютном тренде проблемы различных меньшинств, и упор делается на их страдания в чуждом и не понимающем их мире. В более мэйнстримных картинах также все чаще показывают некую бытовую проблематику или же жизненные ситуации, в которых действуют маленькие люди. Здесь, собственно, героизму, даже в его самом простом и мирном проявлении места остается все меньше.
С другой стороны, не теряют популярность фильмы по комиксам и другим произведениям, подразумевающие наличие неких сверхлюдей, наделенных сверхспособностями. Им-то и, видимо, отдается львиная доля героизма, позаимствованная из других жанров. Да, существуют различные боевики, где протагонист вроде как обычный человек, ну может разве что сотрудник спецслужб, но наделен уж совсем карикатурными качествами небожителя в угоду законам жанра. Ну, вы знаете, эдакий собирательный «хороший парень», побеждающий «много плохих парней».
Стоит отметить, что уходит с киносцены и «герой-масса»: все реже мы видим фильмы, где народ или его некий авангард является собирательным героем и творит историю. Подобный подход, конечно, более свойственен историческим картинам, но и с ними, по большому счету, не ахти. Зато байопики об известных и незаурядных личностях все же востребованы.
Можно, конечно, просто констатировать, что, дескать, время такое – люди погружены в обывательство, эпоха сама по себе какая-то невнятная, откуда тут героизму взяться на пустом месте? Но в том-то и дело, что задача искусства не только заниматься бытописательством или отражать существующую реальность (что, конечно, само по себе важно). Одна из его задач – эту самую реальность преобразовывать.
И поэтому лично мне слабо верится, что постепенное задвигание человека-героя за кулисы с выходом супергероев из-за печки – это закономерность. На мой взгляд, это как раз и есть то самое конструирование новой реальности. Ведь если героизм присущ лишь неким сверхлюдям или сверхсуществам, то куда обычному человеку податься? Разве что жить серой жизнью и не отсвечивать, а о чем-то большом позаботятся другие.
Самое печальное в том, что, опять же, каких-то попыток переломить идущую тенденцию не наблюдается. По большей части в нее погружены как голливудский кинематограф, так и национальные.