Наличие грамотно организованного равномерного освещения в вагонах очень важно. Оно необходимо не только для уюта и комфорта пассажиров, но и обеспечивает их безопасность. При возникновении внештатной ситуации пассажир должен видеть, что происходит в вагоне, чтобы принять быстрое и правильное решение. Вагонное освещение должно отвечать действующим требованиям, изложенным в нормативно-технической базе.
Историческая справка
В первые годы существования железных дорог вагоны вообще практически не освещались. Затем стали использовать стеариновые свечи, масляные и керосиновые лампы. Свет от них получался тусклый, к тому же свечи быстро сгорали, а масло и керосин приходилось постоянно доливать.
Примерно с 1910 года вагоны стали освещать с помощью светильного (добываемого в каменноугольных шахтах) или масляным газом. Он хранился в баллонах, размещённых под вагоном. Качество света заметно улучшилось, но использовать газ было опасно. Неоднократно возникали пожары, в результате которых гибли люди. Такие аварии были, например, в Москве и немецком Штраусберге.
Поэтому с 30-х годов прошлого века газовое освещение постепенно стали заменять на электрическое. Источниками электроэнергии были крупногабаритные и тяжёлые аккумуляторы. Другим вариантом были динамо-машины, работающие от вагонной оси. Его недостатком было отключение освещения в вагонах при остановках.
Современные автономные системы электроосвещения появились и начали внедряться только в 60-х годах 20-го века.
Современные типы светильников, применяемые в ж/д вагонах
- Светильники общего света с двумя лампами, которые работают от машинного преобразователя. Ещё сравнительно недавно в качестве ламп использовались только люминесцентные, но в последние годы они всё чаще заменяются на светодиодные;
- Светильники с лампами накаливания или энергосберегаюшими лампами (софиты). Такое освещение является местным, располагается в плацкарте или купе над полками и включаются самим пассажиром;
3. Аварийные светодиодные светильники. Включаются для обеспечения минимальной освещённости в аварийных ситуациях (например, при срабатывании реле максимального или пониженного напряжения);Основные правила организации освещения
В соответствии с Санитарными правилами СП 2 5 1198 03, к искусственному освещению вагонов предъявляются следующие требования:
- Оно должно быть достаточным по освещённости, не создавать бликов и сильных контрастов;
- Необходимо наличие рабочего и аварийного освещения. Аварийная система должна создавать освещение не менее 1 люкс;
- Спальные места пассажиров и проводников, кроме пассажирских отсеков 3-го класса, необходимо оборудовать местными светильниками;
- Для общего освещения в вагонах применяются люминесцентные или светодиодные лампы со спектром, близким к дневному свету;
- Неотапливаемые и вспомогательные зоны (кладовые, котельные, тамбуры) также должны освещаться.
Наш сайт www.p-el.ru