Найти тему
СВЕТЛЫЕ РЕШЕНИЯ

Освещение пассажирских вагонов

Оглавление

Наличие грамотно организованного равномерного освещения в вагонах очень важно. Оно необходимо не только для уюта и комфорта пассажиров, но и обеспечивает их безопасность. При возникновении внештатной ситуации пассажир должен видеть, что происходит в вагоне, чтобы принять быстрое и правильное решение. Вагонное освещение должно отвечать действующим требованиям, изложенным в нормативно-технической базе.

Историческая справка

В первые годы существования железных дорог вагоны вообще практически не освещались. Затем стали использовать стеариновые свечи, масляные и керосиновые лампы. Свет от них получался тусклый, к тому же свечи быстро сгорали, а масло и керосин приходилось постоянно доливать.

Примерно с 1910 года вагоны стали освещать с помощью светильного (добываемого в каменноугольных шахтах) или масляным газом. Он хранился в баллонах, размещённых под вагоном. Качество света заметно улучшилось, но использовать газ было опасно. Неоднократно возникали пожары, в результате которых гибли люди. Такие аварии были, например, в Москве и немецком Штраусберге.

Поэтому с 30-х годов прошлого века газовое освещение постепенно стали заменять на электрическое. Источниками электроэнергии были крупногабаритные и тяжёлые аккумуляторы. Другим вариантом были динамо-машины, работающие от вагонной оси. Его недостатком было отключение освещения в вагонах при остановках.

Современные автономные системы электроосвещения появились и начали внедряться только в 60-х годах 20-го века.

-2

Современные типы светильников, применяемые в ж/д вагонах

  1. Светильники общего света с двумя лампами, которые работают от машинного преобразователя. Ещё сравнительно недавно в качестве ламп использовались только люминесцентные, но в последние годы они всё чаще заменяются на светодиодные;
  2. Светильники с лампами накаливания или энергосберегаюшими лампами (софиты). Такое освещение является местным, располагается в плацкарте или купе над полками и включаются самим пассажиром;
-3

3. Аварийные светодиодные светильники. Включаются для обеспечения минимальной освещённости в аварийных ситуациях (например, при срабатывании реле максимального или пониженного напряжения);Основные правила организации освещения

В соответствии с Санитарными правилами СП 2 5 1198 03, к искусственному освещению вагонов предъявляются следующие требования:

  • Оно должно быть достаточным по освещённости, не создавать бликов и сильных контрастов;
  • Необходимо наличие рабочего и аварийного освещения. Аварийная система должна создавать освещение не менее 1 люкс;
  • Спальные места пассажиров и проводников, кроме пассажирских отсеков 3-го класса, необходимо оборудовать местными светильниками;
  • Для общего освещения в вагонах применяются люминесцентные или светодиодные лампы со спектром, близким к дневному свету;
  • Неотапливаемые и вспомогательные зоны (кладовые, котельные, тамбуры) также должны освещаться.

Наш сайт www.p-el.ru

#светильник #поезда #ржд #освещение в поезде #электрика