Казалось бы переход на #прямые выплаты от ФСС должен был облегчить ситуацию с выплатой и получением пособий. Но на деле оказалось все очень проблематично.
За первые три дня болезни деньги переводит организация, как правило в ближайшую зарплату, а остальная часть поступает от ФСС. Пособие из фонда поступает в течение недели. Если оно не пришло, то сотрудники бьют тревогу и идут выяснять в бухгалтерию.
Бухгалтера и сам ФСС еще не отработали схему работы в новом формате и приходится отслеживать каждое перечисление пособия, чтобы сотрудник получил свои деньги в установленный срок. В результате ошибок работнику приходится долго ждать положенных ему денег. Давайте разберемся, какие ошибки влияют на получение пособий и как их избежать.
Ошибки в документах
1. Врач неверно заполнил больничный (ошибка в дате рождения, пол и т.п.).
Известите своих работников, чтобы они проверяли свой больничный сразу. Неверно заполненный #больничный лист нужно заменить на дубликат. В противном случае бухгалтеру придется заново отправлять реестр в ФСС, а это потерянное время для сотрудника.
2. Ошибка бухгалтера в реестре для выплаты пособий.
Вот наиболее частые из них:
- Ошибки в банковских реквизитах или адресе доставки почтового перевода сотруднику.
- Ошибки в заработке. В новом реестре изменились зарплата за прошлые годы или стаж (в сравнении с информацией на ранее поданный больничный), т.к. программа фонда запоминает ваши предыдущие сведения.
- Забыли вычесть первые три дня из общего числа дней нетрудоспособности.
- Не указаны даты болезни.
- Не указаны реквизиты справки с места работы другого родителя или сведения о том, что родителя нет (для получения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет). Эта информация должна быть указана в графе 21 реестра, утвержденного приложением 19 к приказу ФСС от 04.02.21 № 26.
Бухгалтера отправляют реестр и успокаиваются на этом, а пособия нет и нет...
После отправки реестра он проходит форматный контроль шлюза, но основная проверка впереди. Поэтому зелененькие галочки еще не обозначают, что в реестре все верно, это лишь проверка электронной подписи и грубых ошибок.
После получения вашего реестра ФСС прогоняет его через специальную программу. На этом этапе вам могут прийти сообщения, что в реестре есть неточности и небольшие ошибки. Но не все бухгалтера регулярно проверяют поступившие сообщения от фонда. ФСС не сообщает по телефону об ошибках. Поэтому пока работник сам не прибежит в бухгалтерию выяснить где его пособие, никто не будет ничего делать. Тогда бухгалтер начинает звонить сам в фонд и выяснить про зависший платеж. Очень часто сотрудники ждут месяцами, и только поняв что тут что-то не то обращаются в бухгалтерию.
Проверяйте реестр через специальный сервис
Бухгалтеру следует отслеживать отправленные документы через сайт docs.fss.ru вкладка «Сведения о переданных документах» или gosuslugi.ru.
ФСС должен в течении 10 календарных дней перечислить деньги работнику. Если этого не произошло, то срочно! звоните в фонд и выясняйте причину.
Для связи с ФСС можно использовать горячие линии и чаты. Информация об этом есть на сайте вашего регионального отделения. Например, в Москве дополнительную информацию во вопросам проекта "Прямые выплаты" вы можете получить направив запрос на электронный адрес: dpay@ro77.fss.ru и по телефону горячей линии 8 (495) 650-19-17. А в Санкт- Петербурге по электронной почте pv@ro78.fss.ru.
Кроме того, в региональных отделениях проводят вебинары на тему прямых выплат, в ходе которых отвечают на вопросы бухгалтеров.
Наказание работодателя
Организация должна отправить документы на выплату пособий в течение 5 календарных дней. За нарушение данного срока штраф составит до 500 руб.
Обратите внимание, что прямые выплаты еще не спасают от ошибок в сумме пособия, т.к. программа фонда рассчитывает пособие исходя из представленных организацией сведений. Т.е. все зависит от сумм, которые указал бухгалтер в реестре. ФСС всего лишь рассчитывает #средний заработок, умножает его на период нетрудоспособности и удерживает НДФЛ. Ошибка в сумме пособия может быть выявлена только во время аудиторской проверки и во время ревизии самим фондом.
Переплата пособия
В случае, если по вине организации возникла переплата пособия, то все излишки компания должна перечислить фонду в качестве возмещения. Кроме того, организация будет привлечена к ответственности, если не уведомит фонд в 3-х дневный срок о том, что у сотрудника больше нет права на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет (при увольнении, выходе на полный рабочий день). Если не направить такое уведомление, то организация будет должна возместить переплаченное пособие, а с 2022 года еще придется и выплатить штраф 20% этой суммы, но не менее 1000 руб. и не более 5000 руб. (п. 18 ст. 3 Федерального закона от 30.04.21 #№ 126-ФЗ).
Если статья была вам полезной, то поставьте пожалуйста лайк. И подписывайтесь на канал!
Вам также может быть полезно:
6 пособий на детей до 3-х лет https://zen.me/1l0yxNx1
Новая электронная подпись для сдачи отчетности. Ответы на вопросы https://zen.me/QeAGv
Различия в расчете отпускных от больничных https://zen.me/1VMvbGx8
МРОТ на работника. Новая субсидия на поддержку бизнеса. https://zen.me/2eCSID
Новые правила выплаты пособия по беременности и родам https://zen.me/WlwVTxx1
Отказ в получении пособия при нулевом доходе https://zen.me/1cIw4fx1
#прямые выплаты ФСС
#больничный лист 2021