Найти тему
Геодезия и Отвага!

Об особенностях геодезических работ на экваторе. Триангуляция. Пичтако. Эпизод 7, часть 1.

Любопытно, что когда года Хорхе Хуан и Лакондамин вернулись в Кито, выяснилось, впрочем, что проблема рассосалась сама собой (как это часто бывает). Все остыли, Ульоа вышел из монастыря, его никто не арестовал, а квадранты выдали просто так. А что же про треугольники?

Все это время 1737 года Годен и Буге спорили о том, в каком направлении развивать звено трианггуляции: с севера на юг (Буге) или с запада на восток (Годен). Конец спору положили прямые инструкции из Франции: вдоль меридиана.

Вот так выглядела цепочка из 47 треугольников от Кито до Куэнки.
Вот так выглядела цепочка из 47 треугольников от Кито до Куэнки.

Напомню, что ученые планировали измерить длину дуги меридиана в 4 градуса. И для этого применяли триангуляцию, это популярнейший метод геодезических измерений до конца 20 века.

Идея триангуляции заключается в том, чтобы разместить на местности цепочку стыкующихся треугольников Если измерены два угла треугольника и одна сторона (базис), то, последовательно решая треугольники, можно отыскать все их элементы.

Но, для достижения наивысшей точности вершины треугольников следует выбирать на местности с особой тщательностью, чтобы:

  1. Обеспечить видимость на соседние пункты (то есть, стоя с квадрантом в одной вершине треугольника, надо видеть одновременно две другие вершины. Иначе угол между ними не измерить).
  2. Обеспечить (по возможности) равнобедренные, а лучше равносторонние треугольники. Легко ли это, когда ты аки горный козел скачешь по горным долинам?

Как вершины треугольников отмечали на месности? Устанавливали сигналы. Современные сигналы - это каркасные пирамиды (высотой от 4 до 10 м и выше). Из железных труб или из стволов деревьев, с лесенкой, чтобы забираться наверх и столиком для инструмента. Вы их можете встретить повсеместно: в городах, в тундре, в лесу, обычно на возвышенностях.

Современный пункт триангуляции
Современный пункт триангуляции

У наших героев с сигналами дело обстояло трудно: высокого леса в горах не водилось. Его приходилось тащить на себе (и индейцы-носильщики крутили пальцем у виска от этой очевидной глупости). Для лучшей видимости пирамиды (сигналов) обтягивали белой тканью. Получались такие вигвамы.

Но сильные ветра сдували одни сигналы, а другие воровали местные жители. Вот поставил ты на одном вулкане свой “вигвам” и пошел за 40 км на другую гору. Смотришь в горы - и не видишь. Потому что какой-то из местных крестьян увидел, что стоит хорошая палатка без присмотра. Не дело это, когда добро валяется. И унес ее. Но не только местные жители доставляли трудности ученым.

Непростые пути. Из "исторических записок" Хорхе Хуана.
Непростые пути. Из "исторических записок" Хорхе Хуана.

Сама природа, казалось, сговорилась против них. То, что казалось в Париже отличной идеей: работать на вершинах Анд, где видно предметы издалека, Свежий ветерок, не жарко. На деле это обернулось постоянной облачностью. На первом своем сигнале Лакондамин провел целый месяц в ожидании, когда обе цели будут видны. И так и не дождался.

Добавьте описание
Добавьте описание

Перемещаться (с оборудованием, палатками, припасами) приходилось по крутым горным склонам, прячась от камнепада. То, что для индейца хорошо, для француза смерть: европейцы познали прелести высотной болезни. И тем обиднее было, что страдали от нее больше молодые и сильные, а ипохондрик Буге как ни в чем не бывало делал свои записи, сидя у инструмента. Все это казалось разочарованием. Наверняка, отправляясь в экспедицию, ученые представляли, что будут ставить квадрант на склоне зеленой горы, что прекрасные местные женщины будут подносить им напитки и бананы, а устав от праведных трудов и просвещения непросвещенных, можно будет прикорнуть в тени раскидистой пальмы. Вот как описывал Антонио Ульоа быт команды в 1737-1739 году, пока выполняли работы по триангуляции.

“От непогоды мы укрывались в хижине. Бури и грозы, бушевашие над Кито, гремели в облаках где-то под нами. И климат сказывался на здоровье: ноги так отекали и становились такими чувствительными, что каждый шаг причинял сильнейшую боль. Руки были обморожены, губы так растрескались, что у говорившего проступала кровь на губах. В этом негостеприимном краю нашей пищей была лишь горсть риса с мясом или птицей, взятыми из Кито. Чтобы сварить их, мы набирали снега в котел и топили его. А тарелки во время трапезы приходилось отогревать над жаровней. Мы поначалу пытались пить горячительные напитки, но в этом холоде они не оказывали никакого согревающего воздействия и мало отличались от воды”.

Испанцы, одетые на чилийский манер. Из книги Ульоа.
Испанцы, одетые на чилийский манер. Из книги Ульоа.

Европейские кюлоты-чулки-сюртуки, сшитые из сукна и шерсти плохо подходили для обитания в диких горах. Довольно быстро ученые начали одеваться на манер индейцев: в плотные пончо и широкие шляпы.

Благодаря этому их часто принимали за слуг и беседовали с ними о них же самих куда более открыто, чем могли бы. Так, от местных жителей не укрались странные действия непонятных иностранцев. И, конечно, им было очень интересно, зачем эти люди тут в горах копошатся. Объяснение про форму Земли местное население переврало и назвало французов “рыцарями твердой точки”. Мол, они ищут центр Земли, за который ту Землю развернуть можно. Другие оказались скептически настроены и в эту сказочку не поверили. Наверняка дело в золоте. Старом золоте Инков, которое спрятано в горах. Его тут добывают эти люди. Куда только коррехидоры смотрят? Кстати, Лакондамин рассказал о знакомом отце-иезуите, который, якобы, владел секретом местонахождения золотого клада и подбивал объединить усилия в поисках и его вывозе. Во славу святой Инквизиции.

Вот вам еще анекдот об особенностях работы в Латинской Америке. Как бы ученые ни пытались нагнать потерянное время, на пасху пришлось прерваться и вернуться в Кито. И не потому, что они были такими ленивыми или набожными. А потому, что знали, что нанятые индейцы все равно разбегутся домой на праздники, а архиепископ Кито, не увидев французов на праздничной мессе, снова натравит на них инквизицию. Дело-то политическое.

Танцующие фанданго на празднике. Из статьи Divertimentos en el siglo De oro español Por AntoniA Aux. Bustos RodRíguez.
Танцующие фанданго на празднике. Из статьи Divertimentos en el siglo De oro español Por AntoniA Aux. Bustos RodRíguez.

Тогда же произошел неприятный случай, который в очередной раз доказал, как небезопасно жить и работать в чужой стране. Раба, принадлежавшего Буге (купленного в Санто Доминго) закололи в темном переулке. Власти начинать расследование отказались. Это же всего лишь раб. Всем известно, что по ночам в городе нечего ходить цветным. За ними охотится «пичтако».

Вообщем, злой пичтако выглядел примерно так. На картине: Молодой человек в костюме Махо, 1863, Музей Метрополитан.
Вообщем, злой пичтако выглядел примерно так. На картине: Молодой человек в костюме Махо, 1863, Музей Метрополитан.

Легенды о Пичтако живут среди кечуа до сих пор. Этот демон в обличье белого человека по ночам подстерегает одиноких путников – всегда индейцев. Он жестоко расправляется с ними, сдирая с них кожу и вытапливая жир из тела. При этом демон неуловим – и в случае осады с полицией и гвардией просто исчезает в воздухе. Выглядит как белый, убивает он обычно по приказу богатых и неподавластен полиции. Такое вот неуловимое чудовище. Ну, вы поняли

Но все равно или поздно заканчивается. Заняв вместо 8 месяцев почти два года, ученые завершили измерение углов в 47 треугольниках.

В следующий раз

Будет лето 1739 года, оставалось всего-то измерить разность широт между Кито и Куэнкой. Буквально на два месяца работы и можно домой. Но неприятности еще только начинались. Из Парижа пришло короткое письмо, где сообщалось, что Арктическая экспедиция успешно завершилась в 1738 году. И денег больше не будет. А в Куэнке на корриде был убит экспедиционный хирург: Жан Синьержи.

#история науки #геодезия и отвага #история латинской америки #геодезия #xviii век